А я люблю советское кино...
А я люблю советское кино
И ностальгирую по многим старым фильмам
Там в бой идут и гибнут «старики»,
Которым стукнуло едва по двадцать.
Там не гламур, тусовки. – Мужики
Готовы умереть, но не сдаваться.
«Горячий снег» там жег наши сердца,
Там горечь, гнев, позор, Победа века.
Там сирота войны обрел отца –
Я тронута «Судьбою человека».
Виктория Барановская
Когда немецкая армия стоит на подступах к столице, а все ресурсы страны брошены на борьбу с врагом, кажется, не время снимать кино. Но режиссеры, операторы, актеры продолжали работать и в блокадном Ленинграде, и в обороняющейся Москве. Уже в ноябре 1941 года в Среднюю Азию эвакуировали «Мосфильм», «Ленфильм», и на базе алма-атинской студии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (на ее счету 80% всех картин, выпущенных в стране в военные годы). В Душанбе начала работать студия «Союздетфильм». Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно вселять уверенность в победе. «Фашизм будет разбит» – название документального агитфильма, который в считанные недели сняла Эсфирь Шуб, он был показан в окопах, но для истории не сохранился.
Фильмы, которые были сняты в годы Великой отечественной войны, порой смотрятся несколько наивно, но представить себе в каких условиях людям приходилось создавать данные картины, с каким бюджетом или декорациями, поражаешься человеческой стойкости и трудолюбию.
Сегодня хочется обратить внимание на некоторые фильмы, снятые в СССР в тяжелый период Великой отечественной войны.
«Свинарка и пастух» (режиссёр Иван Пырьев, 1941 год)
В судьбу музыкальной комедии «Свинарка и пастух», в которой Иван Пырьев напористо воспевал дружбу народов, вторглась война. Пырьев в числе многих мосфильмовцев записался добровольцем на фронт, но в последний момент его извлекли прямо из строя и вернули на студию. Сталин лично предписал закончить оптимистичную картину и выпустить ее на экраны. Главные роли в картине исполнили Марина Ладынина и Владимир Зельдин. Лента снималась в Москве – тогда немцы почти ежедневно совершали авиационные налёты на нашу столицу. Всей съёмочной группе приходилось почти каждый день прятаться от бомбёжек в убежище. Зельдин вспоминал, что морально было очень тяжело сниматься в весёлых сценах, тогда как по радио звучали сводки о сдаче наших городов.
Как не удивительно, но знаковый фильм не только для советского кинематографа, но и для мирового «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна был завершен в годы войны. Первый фильм о первом царе всея Руси оказался более чем успешным. «Иван Грозный» – историческая киноэпопея о борьбе великого русского князя за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Несмотря на то, что картина снималась во время войны, фильм до сих пор является одним из самых значительных событий мирового кино. Он состоит из двух частей, которые вышли на экраны в 1945 и 1958 годах.
Работу над сценарием Эйзенштейн начал летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания Ивана Грозного.
Съемки первой серии начались в 1943 году и проходили в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм». Снимали в основном ночью, так как днем все электричество шло на нужды заводов, снабжавших фронт.
Съемочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Например, когда на декорации не хватало фанеры, мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остается загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.
«Два бойца» (режиссер Леонид Луков, 1943 год)
«Два бойца» – художественный фильм, рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе советских солдат в годы Великой Отечественной войны, а еще этот фильм знают все, даже если не смотрели, его стоит только вспомнить песню «Темная ночь». Примечательно, что песня написана была буквально за ночь и уже на следующей день была смонтирована в кинокартине.
Съемки картины проходили в Ташкенте в условиях эвакуации. Картины, снимавшиеся в таких условиях, должны были помочь стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. Именно поэтому режиссер Леонид Луков решил сделать в фильме акцент на простых, но важных человеческих чувствах – любви и дружбе.
Главная сила на войне – это люди. В картине «Два бойца» главное не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне.
Леонид Луков
режиссёр«Жди меня» (режиссёры Борис Иванов, Александр Столпер, 1943 год)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Константин Симонов
Сценарий этой картины написал Константин Симонов, автор бессмертного стихотворения «Жди меня», которое он посвятил своей супруге, актрисе Валентине Серовой. Она и исполнила в фильме главную роль. Серова сыграла Лизу Ермолову, которая ждёт возвращения своего любимого с фронта. Героизм персонажей Симонова не направлен на достижение каких-то абстрактных целей – он вполне конкретен и связан с людьми, их чувствами, отношениями, мыслями и поступками. Константин Михайлович Симонов дописывал сценарий за несколько часов до рабочего вылета в Сталинград. Писатель знал о войне всё. Актёр Борис Блинов (его самая знаменитая роль Чапаев), сыгравший в фильме «Жди меня» Ермолова, во время работы над этой ролью был уже тяжело болен, он ушёл из жизни буквально через несколько дней после премьеры.
«Свадьба» (режиссёр Исидор Анненский, 1944 год)
В 1944 году режиссер Исидор Анненский снял одну из любимейших комедийных кинокартин советского и российского зрителя. «Свадьба» – сатира на нравы среднего класса дореволюционной России, снятая по одноимённому водевилю А.П. Чехова. Во многом любовь к фильму объясняется невероятной игрой талантливой плеяды советских актеров: Фаины Раневской, Алексея Грибова, Эраста Гарина и других. Каждый из них переживал горе от потери близких, страх репрессий, но общими усилиями фильм получился ярким, веселым, с настоящей чеховской «грустинкой» над глупостью и людским несовершенством.
Съёмки проходили в Москве, в Лиховом переулке, по ночам, в двухэтажном старинном здании. Приметы военной Москвы можно увидеть в уличных кадрах фильма. Например, в некоторых фрагментах картины видны заклеенные крест-накрест окна.
Шла война, о выезде на натурные съемки не могло быть и речи. Типичные для глубокой дореволюционной российской провинции уголки нам удалось снять в Москве
Исидор Анненский
режиссёрСвадебное изобильное застолье было в основном бутафорским. Но был и настоящий, аппетитно пахнущий винегрет, от которого ассистенты отгоняли голодных артистов. Режиссер, опасаясь, что блюдо не доживет до конца съемочной смены, распорядился полить его керосином.
Несмотря на всеобщее горе от войны, фильм полон искрометного юмора и смешных сцен. Именно благодаря «Свадьбе» в нашу речь вошли такие веселые фразы, как «В Греции все есть!», «Махайте на меня, махайте», «Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Ролан» и многие другие.
«В шесть часов вечера после войны» (режиссер Иван Пырьев, 1944 год)
Романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени – веру людей в победу и мирную жизнь. В картине запечатлена история двух разлученных влюбленных, которым, пройдя через все горести войны, все же удается встретиться в давно условленном месте – в Москве, на Каменном мосту ровно в шесть часов вечера.
Актерам приходилось работать в жесточайших условиях. Съемки фильма проходили в неотапливаемых, промерзших павильонах «Мосфильма» при минусовой температуре. В кадрах можно увидеть, что в «летних сценах» у актеров изо рта идет пар. Также заметно, насколько сильно похудели за время съемок Евгений Самойлов и Иван Любезнов, исполнившие в фильме главные мужские роли.
«Золушка» (режиссер Надежда Кошеверова, 1947 год)
Эта знаменитая сказка была снята после войны, но о ней хочется сказать особо. Фильм по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро вышла спустя два года после окончания войны. Появление подобной картины было довольно странным явлением для советского кинематографа. Сказочный сюжет, зарубежный автор (есть сказка не только у Шарля Пьеро, но и у братьев Гримм, немцев по национальности) однако съемки были разрешены, поскольку сценарий сочли очень мотивирующим и жизнеутверждающим. Адаптировать старую сказку под комедию было поручено Евгению Шварцу.
Фильм снимали в неотапливаемых и полуразрушенных после войны павильонах. В перерывах между дублями актерам приходилось надевать пальто, тулупы и даже валенки. В жутких условиях общими усилиями шили костюмы и декорации. Роскошные наряды для мачехи, сестер Золушки и остальных персонажей сказки создавали буквально из занавесок и подручных материалов.
Самой большой проблемой для художников по костюмам были платья Золушки и Феи. На помощь пришла Фаина Раневская, блестяще исполнившая роль мачехи. Она принесла из дома обрезки ткани и настенное бра. Ткань пошла на платье Золушки, а вот бра в полной красе мы можем наблюдать на голове Феи.
Отдельного внимания достойна хрустальная туфелька. Она была сделана из пластика и действительно вряд ли подошла бы кому-то, кроме исполнительницы главной роли – актрисы Янины Жеймо с ростом 147 см и 32-м размером ноги.
Великая Отечественная война показала, каким сплоченным может быть наш народ, на какие жертвы мы можем пойти не только ради своих близких, но и ради всеобщего блага и счастья. Во время войны свой невероятный героизм показали не только солдаты, офицеры, летчики, танкисты, пехотинцы и моряки. Одни из самых пронзительных и ярких отечественных кинокартин были сняты именно тогда. Главной задачей режиссеров было – поддержать народ и доказать, что никакие катастрофы не смогут остановить силу искусства.
2348