Аудиоконтент в России, или Чем хороши подкасты
Год назад на «РБК.Тренды» вышла статья о причинах популярности подкастов в России. Что изменилось за прошедший год? Стали ли подкасты в России еще популярнее? Своим мнением поделился исполняющий обязанности заведующего кафедрой медиакоммуникаций, русского языка и риторики Алтайского филиала РАНХиГС Артем Шмаков в рубрике «Экспертное мнение».
Подкасты - это один из видов новых медиа, которые обрели популярность в России в период пандемии коронавируса в 2020-2021 годах.
Русское слово «подкаст» является транслитерацией английского термина podcast, который стал, в свою очередь, контаминацией слов ipod (название популярного плеера от Apple) и broadcasting (т.е. «вещание»).
Подкастинг как формат представления информации возник в России на самом деле более 15-ти лет назад и опередил свое время. Первый российский сервис публикации подкастов Rpod возник еще в 2005 году, однако технически скачивать выпуски подкастов на компьютер было сложно из-за медленного интернета. В 2012 году пользователи айфонов получили доступ к приложению «Подкасты», что подстегнуло интерес к этому формату. Уже в 2017 году подкасты стали частью контента общесоциальных медиа в России.
Прорывным для подкастеров стал 2020 год, когда на платформе «Яндекс.Музыка» было зарегистрировано более тысячи новых подкастов. В качестве одной из причин интереса к подкастингу можно назвать усталость аудитории от визуального компонента.
Подкаст - это отличная альтернатива ролику на YouTube, которая не уступает по информативности, но при этом меньше отвлекает внимание от основных дел (подкасты можно слушать фоном, например, на рабочем месте или выполняя домашние дела), а также более «интимна», за счет отсутствия видео создается эффект диалога с ведущим и гостем, слушатель как бы становится третьим участником разговора.
В 2022 году рынок подкастов идет в гору: растет и количество подкастеров, и количество слушателей: многие уже привыкли к новому формату и готовы переключаться на новые, интересные каналы. Согласно новому исследованию «Лайфхакера», более половины российской аудитории - мужчины в возрасте от 18-ти до 24-х, работающие в IT-сфере, которые слушают подкасты о науке и образовании несколько раз в неделю, находясь при этом в дороге.
Если говорить о барнаульских подкастах (да, такие тоже есть!), то газета «Вечерний Барнаул» запустила проект «Вечерний подкаст», первый выпуск которого состоялся 24 июня 2022 года. Подкаст выходит на YouTube раз в неделю, в качестве приглашенных гостей выступают чиновники администрации г. Барнаула: Владимир Гудков, Александр Барышников, Сергей Татьянин, которые обсуждают с корреспондентами «Вечернего Барнаула» вопросы, актуальные для жителей города: молодежную политику, вопросы развития туристического потенциала и тому подобное.
Кстати, в учебном плане магистерской программы «Медиаменеджмент и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах» нового направления «Медиакоммуникации», открытого в Алтайском филиале РАНХиГС в этом году, есть дисциплина «Технология создания и продвижения аудиоподкастов», которая и призвана научить магистрантов создавать качественный и востребованный пользователями контент.