Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности»: итоги экспертной дискуссии
3 февраля состоялась экспертная дискуссия «Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности», в рамках международной научной конференции «Новая реальность современного мира: вызовы и перспективы». В дискуссии приняли участие ведущие российские социологи. С программой мероприятия можно ознакомиться здесь.
Модератором площадки стала Наталья Проказина, заведующий кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, д.соц.н., доцент.
Экспертами в онлайн-режиме выступили:
- Валерий Мансуров, Президент Российского общества социологов, руководитель сектора социологии профессий и профессиональных групп Института социологии ФНИСЦ РАН, д.ф.н. (Москва, Россия);
- Юлия Зубок, руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, д.соц.н. (Москва, Россия);
- Валерий Маркин, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии ФНИСЦ РАН, главный научный сотрудник Института социологии РАН, д.соц.н. (Москва, Россия);
- Валентина Комлева, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС, д.соц.н. (Москва, Россия);
- Инна Шаповалова, заведующий кафедрой социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ», д.соц.н. (город Белгород, Россия);
- Лилия Рожкова, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений Пензенского государственного университета д.соц.н. (город Пенза, Россия);
- Сергей Макаров, профессор кафедры социологии, философии и работы с молодежью Смоленского государственного университета, д.соц.н. (город Смоленск, Россия);
- Татьяна Каменева, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Курского государственного медицинского университета, д.соц.н. (город Курск, Россия).
Лейтмотивом экспертной дискуссии явились слова Энтони Гидденса:
Сами наши попытки поставить будущее под контроль, оборачиваются против нас.
Поэтому профессиональный диалог был ориентирован на то, чтобы понять и описать не только образ желаемого будущего, и те социальные представления о будущем, которые сформированы в общественном сознании молодежи, но и те движущие силы, которые обуславливают и детерминируют происходящие изменения.
В молодежной среде наметились существенные изменения и прежде всего в ценностных установках и смыслах. Существенно возрастает роль саморегуляции. Повышается роль активности, формируется привычка быть активным в разных сферах и в разных формах.
Экономика будущего – это зеленая, цифровая, инновационная экономика. И задача, которая будет актуальной для системы образования: подготовить, переобучить, мотивировать.
Ценность образования не только не утрачивает своего значения, а, напротив, образование выступает одной из ключевых ценностей, что существенно влияет на роль Университетов в современном мире.
Современные Университеты выполняют роли:
1) Центра Инноваций
2) Центра Цифровых компетенций (формирование знаний, навыков, установок)
3) Агента социализирующую (трансляция прав и ценностей)
4) Центра Международного сотрудничества.
Образ идеального будущего, по мнению экспертов, – это общество всеобщего равенства, с высоким уровнем жизни и благосостояния населения.
Основные вызовы современности, перед которыми стоят все государства, и от решения которых будет зависеть будущее – это: усугубление неравенства во всех сферах; снижение доверия политическим и властным структурам; необходимость конструктивного использования сформировавшейся солидарности.
Одна из серьезных глобальных проблем – усугубляющее неравенство во всех сферах жизни… Образ желаемого будущего – общество всеобщего равенства. Возможно ли оно?
Валерий Мансуров, Президент Российского общества социологов, (Москва, Россия)
Формирование смыслов – это процесс интерсубъективный, …очень важно для молодого человека, … соотнести свои собственные понимание, картины, представления с теми, которые разделяют другие люди. И вот в случае, если здесь возникает совпадение, то такая реальность, конструкция, представление, образ реальности откладывается в сознании … и превращается в определенную жизненную позицию по разным поводам.
Юлия Зубок, руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, д.соц.н. (Москва, Россия)
Кризис, вызванный COVID-19, стал точкой невозврата в образовательных технологиях и обеспечил переход образования в цифровую эпоху.
Валентина Комлева, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС, д. соц.н. руководитель направления аналитики Национального исследовательского института развития коммуникаций, (Москва, Россия)
Спасибо Алтайскому филиалу РАНХиГС за организацию телемоста, который собрал не только представителей Академического сообщества (Института социологии, Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского института РАН), но и коллег-социологов из регионов. Тематика, содержание докладов были настолько интересными, что есть желание не только опубликовать основные результаты, но и подумать об организации всероссийских социологических исследований по обсуждаемым проблемам.
Валерий Маркин, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии ФНИСЦ РАН, главный научный сотрудник, д.соц.н. (Москва, Россия)
Образ будущего является объектом сложным, междисциплинарным, многоаспектным.
Но у социологии есть и свой методологический аппарат, и своя понятийная матрица, и специфический инструментарий, который позволил очертить перспективы будущего.