Эффективность и будущее новых каналов коммуникации государства и общества обсудили эксперты на Гайдаровском форуме

Эффективность и будущее новых каналов коммуникации государства и общества обсудили эксперты на Гайдаровском форуме

13 января в рамках Гайдаровского форума состоялась дискуссия на тему «Коммуникации государства и общества: новые каналы взаимодействия с аудиторией». Эксперты обсудили эффективные инструменты взаимодействия между государством и населением.

В ней приняли участие директор Центра современных коммуникаций Высшей школы государственного управления РАНХиГС Лариса Катышева, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак, заместитель генерального директора по стратегии и контенту АНО «Национальные приоритеты» Михаил Шумаков.Модератором сессии выступил руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда.

Модератор дискуссии привел данные свежего исследования Deloitte на тему «Медиапотребление в России – 2021». В 2021 году социальные сети использовали 90% респондентов, что на 1 п. п. выше доли россиян, которые смотрят телевизор. В целом общение в социальных сетях – одна из наиболее распространенных целей использования Интернета. Ввиду популярности социальных сетей, а также роста доступности мобильного Интернета, пользователи выбирают смартфон в качестве наиболее предпочтительного устройства для выхода в Интернет. В 2021 году мобильный Интернет использовали 53% респондентов, при этом в 2017-м данный показатель составлял всего 31%. 

Социальные сети, ранее выполнявшие в обществе исключительно коммуникативную функцию, все чаще становятся для пользователей источниками надежной новостной информации. Так, согласно исследованию, каждый четвертый россиянин в большей степени доверяет именно тем СМИ, которые представлены в социальных сетях. Среди молодежи данная тенденция прослеживается еще более отчетливо. Однако ключевым новостным источником, как и годом ранее, остаются официальные новостные сайты в Интернете. 

«На что стоит обратить особое внимание – это на диаметрально разные каналы потребления информации среди молодежи и взрослых. Студенты узнают новости чаще всего из социальных сетей, а также благодаря живому общению с людьми. Люди более старшего возраста по-прежнему чаще получают новости из «классических» новостных источников (телевизор и/или официальные новостные источники в интернете). 33% респондентов в возрасте 14-29 лет прежде всего доверяют социальным сетям и блогам, тогда как 30% респондентов в возрасте 60 лет и старше доверяют телевидению», – поделился данными исследования руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда. 

Заместитель генерального директора по стратегии и контенту АНО «Национальные приоритеты» Михаил Шумаков рассказал, какие каналы, какую коммуникационную стратегию использует организация для донесения информации до целевой аудитории, которая у АНО «Национальные приоритеты» максимально широкая – от школьников до пенсионеров.

«Наша основная цель – рассказать людям о ходе реализации национальных проектов. Коммуникационная стратегия, которую мы избрали, заключается в том, чтобы рассказывать людям не в целом о масштабной программе, а о том, как уже изменилась и изменится жизнь конкретного человека благодаря реализации нацпроектов», – отметил Михаил Шумаков.

По словам спикера, коммуникационная стратегия базируется на трех составляющих: формат потребления контента (особенности канала коммуникации), качество контента и полезность информации в конкретный момент ее потребления.

«Мы не разделяем СМИ на традиционные и нетрадиционные. Это давно уже очень сильно переплелось – и телевидение цифровизуется, и вообще есть сквозные технологии, которые пронизывают все медиа, связывают их между собой. Мы видим, что удачный контент, который был сделан изначально для телевидения, иногда даже не адаптированный, в онлайн-медиа тоже неплохо заходит. Главное не канал, через который аудитория потребляет контент, а его ситуативность и качество», – подчеркнул эксперт. 

Развитие и колоссальный рост интереса аудитории к Telegram модератор дискуссии Сергей Коляда обсудил с научным руководителем Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгением Сженовым. 

Согласно исследованию Delloitte в 2021 году интерес российских граждан в наибольшей степени возрос к таким интернет-ресурсам, как Youtube, Instagram и Telegram (разница в пользу повышения частоты использования более 10  п. п.). Снижение интереса среди опрошенных россиян наблюдается к «Одноклассникам», Facebook, Twitter и LinkedIn.

Евгений Сженов рассказал, как удается делать канал «Научно-образовательная политика» интересным и живым. 

«Действительно, аудитория Telegram и TikTok значительно выросла в 2021 году. Эти вещи коррелируют друг с другом. Сегодня емкие, короткие форматы набирают популярность. Это и требования поколения, и общемировой тренд. Telegram стал площадкой для дискуссии думающей элиты, это та публика, которая анализирует, которой недостаточно только факта. Скорее всего, в свое время на смену Telegram придет что-то другое. Но такой формат короткой интеллектуальной дискуссии останется востребованным. Верю, что любой контент нужно делать по-честному, с душой», – считает Евгений Сженов.

Участники дискуссии обсудили, зачем Правительство РФ, федеральные министерства и губернаторы идут в Telegram. По мнению Евгения Сженова, правительство идет за трендами: «Было бы здорово, если бы такие крупные ведомства, госорганы задавали подобные тренды. На сегодняшний день Telegram – это лучшая экспертная дискуссионная площадка для лидеров мнений с быстрым погружением и быстрой реакцией». 

Продолжая дискуссию, модератор рассказал ее участникам, что большинство программ ВШГУ РАНХиГС в обязательном порядке имеют образовательные модули, посвященные коммуникациям. Каким коммуникационным навыкам на программах ВШГУ обучаются действующие и будущие управленцы, рассказала директор Центра современных коммуникаций Высшей школы государственного управления РАНХиГС Лариса Катышева. 

«Людям сегодня, как и во все времена, нужны хлеб и зрелища. Хлеб – это польза, которую они быстро достают из смартфона, зрелище – это развлекательность контента. На меньшее мы уже не согласны. Сейчас нет дефицита информации, любая информация доступна. Дефицит в другом – во внимании аудитории. Поэтому чиновники вынуждены идти туда, где аудитория, и говорить на понятном ей языке: быстро, полезно, ярко. Именно это дают сегодня социальные сети. Также люди хотят эмоций, эмпатии, что невозможно проявить, показать в официальном пресс-релизе. Мы живем в аудиовизуальную эпоху, картинка важнее текста. Такие инструменты соответствуют ожиданиям аудитории. Каждому времени – свои каналы коммуникации», – поделилась мнением Лариса Катышева.

В 2021 году образовательный центр платформы «Россия – страна возможностей» Мастерская управления «Сенеж» совместно с АНО «Диалог» впервые реализовали образовательную программу «Мастерская новых медиа», в которой учатся действующие журналисты, PR-специалисты SMM-менеджеры, лауреаты проекта для перспективных блогеров «ТопБЛОГ» и конкурса «Лидеры интернет коммуникаций». О первых впечатляющих результатах участников программы рассказал генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак. 

«Мастерская новых медиа» уже через месяц после завершения показывает первые результаты. За время обучения в 2021 году восемь участников получили гранты ИРИ на реализацию своих проектов, еще пять слушателей – иные гранты, например, Фонда культурного наследия и Фонда президентских грантов; 12 проектов поддержано лично мастерами программы. Во время прохождение программы 11 участников стали лауреатами различных отраслевых премий и конкурсов, в том числе ТЭФИ, EVENTIADA, IPRA GWA, «Прометей», – отметил Владимир Табак.

Далее в течение двух минут участники панельной сессии отвечали на три блиц-вопроса:

• Нужно ли государству идти на поводу у модных трендов и использовать новые каналы коммуникации или стоит подходить консервативно и приучать людей самих находить нужную им информацию? 

• Не надоедят ли нам новые медиа и не умрут ли классические СМИ? 

• Каналы государственных органов в Tik-Tok и Telegram – краткосрочное увлечение или новый долгосрочный тренд?

Эксперты сошлись во мнении, что органы государственной власти, крупные корпорации, общественные организации оправданно идут в те каналы коммуникации, которые сегодня востребованы аудиторией. Безусловно, с течением времени новые медиа перестанут быть новыми, на смену придет что-то другое, но на сегодняшний день социальные сети и мессенджеры – ведущие площадки эффективной коммуникации. 

Онлайн-трансляция всех сессий Гайдаровского форума доступна на официальном сайте мероприятия.

Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.

АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», конкурс «Лидеры России. Политика», всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал», конкурс «Твой ход», международный конкурс «Мой первый бизнес», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования», всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект «Мечтай со мной», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Национальная технологическая олимпиада Junior», проект «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту» и платформа «Другое дело».

В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу. Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».

В рамках АНО «Россия – страна возможностей» в августе 2020 года создан центр оценки компетенций – Департамент методологии и оценки. Задачами центра является разработка и внедрение собственных инструментов оценки управленческих и деловых компетенций во все конкурсы и проекты платформы «Россия – страна возможностей» и партнеров, создание и поддержка центров компетенций в университетах, проведение оценки, организация обучения и подготовки кадров для деятельности центров компетенций.

Фото: Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС 

Источник: официальный сайт РАНХиГС 

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.