Эксперт Академии о престижности профессии учителя

В преддверии Дня учителя хочется не только выразить слова благодарности и признательности всем учителям, которые встречались нам на пути нашего формирования и развития, но и объективно оценить место и роль учителя в современном российском обществе.
В августе 2019 г. Институтом Общественного Мнения «Анкетолог» было проведено исследование на тему: «Образ идеального учителя», результаты которого позволяют сделать вывод о том, что для 84% опрошенных, учитель – это не профессия, а призвание. Как показывают результаты исследований, идеальный учитель для большинства респондентов это тот, кто умеет заинтересовать учеников (82%), любит свою профессию (70%), объективно оценивает знания учащихся (66%) и имеет выдержку и самообладание (65%).
Россияне отмечают, что учитель, прежде всего, должен интересно преподносить материал (65%), ведь не зря Ральфом Эмерсоном были сказаны слова: «Учитель – это человек, который может делать трудные вещи легкими».
По мнению россиян, учитель должен заниматься воспитанием учеников (18%), быть для детей другом и наставником (11%), а также примером для учеников (5%).
Результаты всероссийского исследования, проведенного Фондом общественного мнения в сентябре 2020 года свидетельствуют: 46% опрошенных убеждены в том, что учителя сегодня работают хорошо и 31 % опрошенных оценивают труд школьных педагогов удовлетворительно.
Анализ оценки работы учителей в динамике за последние 18 лет показывает, что проявилась устойчивая тенденция к позитивной оценке деятельности учителей.

Мнения граждан о престижности профессии учителя разделились: для 46% опрошенных профессия учителя пользуется уважением; однако 45% не считают ее престижной. Но социологи фиксируют перелом, произошедший в общественных настроениях относительно социального престижа профессии учителя.

Однако сегодня перед учителями, как и перед обществом в целом, стоят новые вызовы, и от того, как справится с ними профессиональное педагогическое сообщество, будут зависеть представления о престижности профессии учителя в будущем.
Одним из главных вызовов, с которыми столкнулись учителя, школьники и родители – это переход на дистанционные формы обучения. Несмотря на разные организационные, технологические, методические и другие сложности субъективного и объективного характера учителя достойно ответили на новый вызов и адаптировались к этим изменившимся условиям.
Большинство оценок деятельности учительского сообщества в дистанционной форме имеет положительную окраску.

Живое человеческое общение, личный пример, индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому, эмоционально заряженный, вдохновляющий, поддерживающий и развивающий подход к каждому возможен только в форме и взаимодействия на уроке. Это не только дань традициям, это основа человеческого бытия.
Поэтому роль школьного учителя в новых изменяющихся условиях приобретает новое звучание и новое значение, которое распространяется не только на обучающихся и их родителей, но и на все общество в целом.
