Эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха
Одним из актуальных трендов в современном HR-сообществе является эмоциональный интеллект – EQ. Считается, что он является залогом жизненного успеха, а не интеллект и уровень IQ. В отличие от привычного всем понятия интеллекта, эмоциональный интеллект – своего рода эмоциональная компетентность, способность осознавать и управлять эмоциями, адекватно интерпретировать ситуацию и влиять на нее. О том, что такое эмоциональный интеллект и как его развить в рубрике «Экспертное мнение» Татьяна Бикетова, старший преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС.
Понятие эмоционального интеллекта
В 1990 г. Джон Майер и Питер Сэловей предложили модель эмоционального интеллекта (EQ) как набора навыков индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект представляет собой адаптивные возможности оценки эмоций, управления и использования в жизнедеятельности.
В 1995 г. американский психолог Дэниел Гоулман в своей работе «Emotional Intelligence» рассмотрел эмоциональный интеллект как способность человека истолковывать эмоции собственные и окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.
Клинический психолог Рувен Бар-Он ввел аббревиатуру EQ и определил эмоциональный интеллект через набор когнитивных компетенций, которые оказывают влияние на умение человека справляться со стресс-факторами окружающего мира.
В различных источниках «emotional intelligence» переводится как «эмоциональное мышление», «эмоциональная чувствительность», «эмоциональное сознание», «эмоциональный потенциал».
Более простое определение сводится к следующему: это интеллектуальное использование эмоций или ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том, насколько человек осознает, контролирует переживаемые эмоции, управляет своими отношениями с окружением.
EQ – это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
По результатам исследований, успешность современного человека на 80% зависит от эмоционального интеллекта. EQ лежит в основе таких процессов, как организация времени, расстановка приоритетов, принятие решений, управление отношениями. Эмоциональный интеллект является одной из базовых компетенций современного управленца. Можно говорить о положительной взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и эффективности деятельности. Сформированный EQ позволяет реагировать на причины поведения оппонента, а не на его эмоции, что позволяет эффективно выстраивать коммуникацию, адекватно воспринимать критику, понимать ситуацию общения и адекватно реагировать на конфликтные ситуации.
Самосознание
Фундаментом формирования эмоционального интеллекта являются самосознание, самоконтроль, социальная компетентность и управление отношениями. Первые два ориентированы на работу с собой, остальные – на эффективную коммуникацию.
В первую очередь, для развития эмоционального интеллекта необходимо научиться осознавать то, что с вами происходит. Эмоции – это наша реакция на окружающую обстановку. Они изменяются вместе с переменами внешних обстоятельств. Важно понимать, что вы ≠ ваши эмоции. Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить свое отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение «Что я сейчас чувствую?» В течение дня задавайте себе этот вопрос. При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд. Важно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина.
Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму:
- Событие – что произошло.
- Что я чувствую – назвать чувство.
- Физическое проявление – реакция тела.
Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность.
Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4. Зафиксируйте свои ощущения. Уменьшайте тревогу еще на 2 деления, осознайте проявления тревоги. После этого упражнения попробуйте начать дело, которое вызывало волнение. В этом суть управления эмоциями.
Самоконтроль
Следующий компонент – самоконтроль, проявляется тогда, когда человек демонстрирует самообладание. Этот навык позволяет применять знание своих переживаний, чтобы эффективно управлять своим поведением. Самоконтроль проявляется в контроле и адекватном проявлении эмоций. Чтобы управлять эмоцией, ее нужно выразить.
Научитесь говорить на языке эмоций. Применяйте фразу, состоящую из трех фрагментов: «Я чувствую…»; «Потому что…»; «Я хотел бы...». Например, «Я озабочен и обижен, потому что…»; «Я хотел бы, чтобы…».
Социальная компетентность
Составьте пару положительных и отрицательных эмоций по этой формуле. Социальная компетентность – третий компонент – позволяет увидеть истинную причину происходящей ситуации и не вступать в выяснение отношений. Для этого нужно научиться трактовать поведение другого человека. Важно в любой реакции и поведении вашего оппонента выделить, во-первых, намерение – истинную причину. Во-вторых, действие – то, как человек реализуют причину. Действие может быть положительным и конструктивным или отрицательным и разрушительным. Например, по отношению к вам продемонстрировали неприемлемое поведение. Ваша ответная реакция может быть оскорблением или объяснением своей позиции с предложением вести себя иначе. В- третьих, значение – то, каким смыслом вы наделяете действие. Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение – коллега не услышал вопрос, негативное – игнорирование вас и, как следствие, обида.
Управление отношениями
Следующий способ является эффективным в развитии социальной компетентности: вспомните несколько паллиативных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Четвертый компонент – управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнера по общению.
Определите важные для вас формальные и неформальные отношения. Для личных отношений выберите период – неделя, для деловых – один-два месяца. Разделите лист на две колонки, левый столбик обозначьте как «+», правый – как «-». Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнера, например, улучшали его настроение. В правом – ухудшали его. Проанализируйте, какое влияние вы оказали на свое эмоциональное равновесие в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам сохранить его на прежнем уровне или улучшить? Если в левой колонке представлено большое количество положительных действий, проанализируйте, не нарушается ли баланс и в этом случае? Возможно, вы очень активно включены в процесс взаимодействия, достаточно ожидаете и получаете взамен? В обеих ситуациях составьте план действий, которые помогут вам поддерживать баланс. Такой анализ позволяет управлять отношениями.
Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества. Разница между IQ и EQ заключается в том, что IQ – это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. Коэффициент интеллекта определяет степень развития умственной деятельности человека. EQ – это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру.
Дэниел Гоулман
американский психолог