Фонд национального благосостояния: источники доходов и современное состояние
В настоящее время огромный интерес вызывают вопросы формирования доходов и направления расходов Фонда национального благосостояния, который называют «подушкой финансовой безопасности» РФ. Доцент кафедры экономики и финансов, к. э. н. Ольга Чубур делится экспертным мнением об истории создания этого фонда и его современным состоянием.
Как известно, Бюджетный кодекс выделяет три группы доходов бюджетной системы РФ: налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты. В доходах консолидированного бюджета РФ высока доля нефтегазовых доходов. Например, в 2019 году она составила около 20% (Таблица 1). С 2008 г. в федеральном бюджете эти доходы учитываются отдельно от других видов доходов, ввиду их особой значимости.
Таблица 1. - Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.) *
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Доходы, всего |
26 922,0 |
28 181,5 |
31 046,7 |
37 320,3 |
39 497,6 |
Нефтегазовые доходы |
5 862,7 |
4 844,0 |
5 971,9 |
9 017,8 |
7 924,3 |
Ненефтегазовые доходы |
21 059,4 |
23 337,5 |
25 074,8 |
28 302,5 |
31 573,3 |
* Данные Министерства финансов РФ
К нефтегазовым доходам бюджета относятся доходы от: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти; налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Цена на нефть величина непостоянная. Все «сверхдоходы» бюджетной системы сберегаются в специальных фондах, целью создания которых является балансировка бюджетной системы. Часть нефтяных доходов в специальных фондах откладывают многие страны с сырьевой экономикой.
В 2004 году в России был создан Стабилизационный фонд, который формировался за счет превышения фактической цены на нефть над запланированной в бюджете. За 4 года своего существования фонд вырос с 171 млрд рублей до 3,8 трлн рублей (156,8 млрд долларов). Это были благоприятные годы для формирования «подушки финансовой безопасности». В феврале 2008 года, за полгода до начала мирового финансового кризиса, нефть марки Brent стоила около 100 долларов за баррель. В 2008 году бюджет России имел профицит в 1,8 трлн рублей, а российская экономика два года, предшествующие кризису, росла в среднем на 8% в год.
В 2008 году Стабилизационный фонд разделили на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Более 3 трлн рублей было направлено в Резервный фонд, остальное в ФНБ. Целью резервного фонда было покрытие дефициты бюджета в случае снижения цены нефть. ФНБ задумывался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан РФ.
Резервный фонд помог сбалансировать бюджеты в 2008-2009 годах. Но наибольшая скорость расходования средств фонда наблюдалась в 2015-2017 годах. 1 февраля 2018 года Резервный фонд был ликвидирован (Таблица 2).
Таблица 2 – Объем средств Резервного фонда *
Дата |
в млрд. долл. США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП** |
01.01.2018 |
0,00 |
0,00 |
0,0% |
01.01.2017 |
16,03 |
972,13 |
1,1% |
01.01.2016 |
49,95 |
3 640,57 |
4,2% |
01.01.2015 |
87,91 |
4 945,49 |
5,9% |
01.01.2014 |
87,38 |
2 859,72 |
3,9% |
01.01.2013 |
62,08 |
1 885,68 |
2,8% |
01.01.2012 |
25,21 |
811,52 |
1,3% |
01.01.2011 |
25,44 |
775,21 |
1,7% |
01.01.2010 |
60,52 |
1 830,51 |
4,7% |
01.01.2009 |
137,09 |
4 027,64 |
9,8% |
01.02.2008 |
125,19 |
3 057,85 |
7,4% |
* Данные Министерства финансов РФ
Несмотря на периодическое расходование средств ФНБ, остатки на его счетах с момента создания увеличились в 5 раз (если анализировать остатки в долл. США) и в 17 раз (если анализировать остатки в рублях) (Таблица 3). Курс доллара на 01.02.2008 г. составлял 24,42 рубля.
Таблица 3 - Объем Фонда национального благосостояния *
Дата |
в млрд. долл. США |
в млрд. рублей |
в процентах к ВВП** |
01.11.2020 |
167,63 |
13 298,63 |
11,7% |
01.01.2020 |
125,56 |
7 773,06 |
6,8% |
01.01.2019 |
58,10 |
4 036,05 |
3,7% |
01.01.2018 |
65,15 |
3 752,94 |
3,6% |
01.01.2017 |
71,87 |
4 359,16 |
4,7% |
01.01.2016 |
71,72 |
5 227,18 |
6,1% |
01.01.2015 |
78,00 |
4 388,09 |
5,3% |
01.01.2014 |
88,63 |
2 900,64 |
4,0% |
01.01.2013 |
88,59 |
2 690,63 |
4,0% |
01.01.2012 |
86,79 |
2 794,43 |
4,6% |
01.01.2011 |
88,44 |
2 695,52 |
5,8% |
01.01.2010 |
91,56 |
2 769,02 |
7,1% |
01.01.2009 |
87,97 |
2 584,49 |
6,3% |
01.02.2008 |
32,00 |
783,31 |
1,9% |
* Данные Министерства финансов РФ
После ликвидации Резервного фонда функция балансировки бюджета перешла Фонду национального благосостояния. В настоящее время, согласно Бюджетному кодексу, ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета и предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
Размещение и использование средств фонда регламентировано законодательно.
По данным Министерства финансов РФ, по состоянию на 1 ноября 2020 г. средства ФНБ размещены:
1) на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России:
- 51 887,4 млн. долл. США;
- 44 705,5 млн. евро;
- 8 658,6 млн. фунтов стерлингов;
- 278,7 млн. рублей;
2) на депозитах в ВЭБ.РФ – 579 964,4 млн. рублей;
3) в долговые обязательства иностранных государств – 3 000,0 млн. долл. США;
4) в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, – 254 846,2 млн. рублей и 4 113,3 млн. долл. США;
5) в привилегированные акции кредитных организаций – 278 992,0 млн. рублей;
6) на депозитах в Банк ВТБ (ПАО) и Банк ГПБ (АО) – 138 433,9 млн. рублей;
7) в обыкновенные акции ПАО Сбербанк – 2 289 074,2 млн. рублей;
8) в обыкновенные акции ПАО «Аэрофлот» – 47 483,3 млн. рублей.
Министерство финансов РФ, осуществляющее управление фондом, регулярно публикует информацию об использовании средств фонда.
В 2020 году средства ФНБ использовались по следующим направлениям:
1) 50 000,0 млн. рублей размещены в обыкновенные акции ПАО «Аэрофлот»;
2) 275,7 млн. рублей направлено на финансирование проектов «Приобретение и предоставление во владение и пользование (лизинг) вагонов Московского метро;
3) 110 331,1 млн. рублей зачислены на единый счет федерального бюджета в целях финансирования его дефицита.
Вопрос эффективного управления средствами «подушки финансовой безопасности» является дискуссионным. Сложная ситуация с исполнением бюджета, необходимость финансирования дополнительных расходов при снижении доходов вызывают необходимость более взвешенного подхода к формированию инвестиционного портфеля и обоснованию структуры размещения средств.