Гость проекта – Марина Агальцова, старший юрист Правозащитного центра «Мемориал» / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС
Алтайский филиал(3852) 503-003
Абитуриенту
Абитуриенту

Гость проекта – Марина Агальцова, старший юрист Правозащитного центра «Мемориал»

Гость проекта – Марина Агальцова, старший юрист Правозащитного центра «Мемориал»

Марина Агальцова: «Как человек, который постоянно мечтает и идет за своими мечтами, скажу – нужно мечтать»

Марина Агальцова специализируется на обращениях в Европейский суд по правам человека, сложных делах по правам человека в российских судах, а также занимается поиском правды о советских репрессиях через суды.
Магистр международного права по правам человека (Центральный Европейский Университет, Венгрия), победитель конкурса «Лучшие по праву» (2019 г.), блогер (страницы Форбс, Эхо Москвы, Закон).
В 2019 году, спустя пять лет и двенадцать судебных процессов, Марина Агальцова добилась выплаты компенсации 600 жителям поселка Временный (Дагестан) за ущерб движимому имуществу, причиненный во время спецоперации 2014 года, для проведения которой всех жителей выселили из поселка, а по возвращении они обнаружили, что в домах не было полов, стен, потолков и окон, а вещи пропали или пришли в негодность. С ЕСПЧ Марина работает по жалобам о насильственных исчезновениях, пытках и бессудных расстрелах.

Екатерина Казьмина: Марина, ты из достаточно небольшого городка – Троицк, Челябинской области. Получила высшее юридическое образование в Челябинске, в Южно-Уральском университете. Это, в общем-то, связывает тебя, меня и наших студентов: все мы получили образование в провинциальных вузах, однако ты продолжила учиться и дальше. В твой путь включено и обучение за рубежом. Кроме того, ты не останавливаешься и на настоящий момент.

Марина Агальцова: Я не останавливаюсь по той причине, что мне нравится заниматься непростыми делами, а для того, чтобы заниматься сложными делами, необходимо наращивать свой потенциал. Это означает, что я постоянно трачу время на изучение практики, в частности Европейского суда по правам человека, всегда обращаюсь к разным дополнительным курсам. Ведь жизнь ведет к тому, что постоянно возникают новые вопросы в юриспруденции или около юриспруденции, я стараюсь в это погружаться, постигать новое. Я порой даже думаю, что надо немного замедлить этот поток, т.к. тяжело быть одновременно соруководителем юридического направления в Правозащитном центре «Мемориал», заниматься процессами и все время самосовершенствоваться в профессии.

Е.К.: Расскажи чуть подробнее, где и чему училась

М.А.: Когда я училась в 10-11 классе, я помню, очень хотела заниматься международным правом. Сложно объяснить, почему, наверное, привлекали красивые иностранные слова, латинские термины. Все это казалось очень романтичным. Но я понимала, что я из обычной семьи, где недостаточно средств для оплаты обучения в Москве, я из маленького городка. Мне был также присущ комплекс маленькой девочки из провинции: «меня никто не ждет, кому я нужна…» Поэтому я приняла решение поступать на юридический факультет Челябинского университета (в наст. время – Южно-Уральский Федеральный университет) по результатам ЕГЭ (я уже попала под экспериментальную сдачу ЕГЭ). И там моя любовь к международному праву окрепла, что мне самой не вполне было понятным. Международное право казалось каким-то «космическим» правом, очень далеким от Челябинска. Но в университете были различные курсы, которые позволили мне мою страсть удовлетворять. Так, в вузе проходили заочные курсы Стэнфордского университета. Они были организованы для политологов, но мой интерес привел меня к ним, т.к. альтернативы им не было. На этих курсах я могла просто даже услышать, как звучит эта американская речь. Мы смотрели лекции, записанные на видео (еще на больших круглых бобинах), обсуждали их, сдавали экзамены. Так я и познакомилась с американской учебной культурой, а этот интерес и побудил меня посещать так называемый «американский уголок» в публичной библиотеке. Там я узнала, что можно попытаться выиграть стипендию для обучения за рубежом, и я решила попробовать. Первая попытка была неудачной, я не прошла даже отборочные испытания, а на второй год уже удалось подтянуть английский, сделать выводы из ошибок первого года, в результате чего отборочный тур я прошла. Потом прошла финальный тур и уехала учиться в США на год по программе обмена. Училась на программе по политологии, мне было интересным и важным увидеть, как там все работает в университете. За год я поняла, насколько отличны образовательные системы наших стран.

Также читайте:

Что представляла собой работа над курсовой на юрфаке в России? Обычно ты идешь в библиотеку, изучаешь разные точки зрения, уже на их основании делаешь курсовую работу. В США все было иначе, нас учили добывать знания самостоятельно...

Осенью 2014 года проводилась спецоперация в поселке Временный в горной части Дагестана. После прихода военных на эту территорию в течение пары дней всех жителей выселили на полтора месяца, никого не пускали в поселок, в свои дома. В ноябре людям было разрешено вернуться. Войдя в поселок, его жители увидели, что все было разрушено…

…я начала работать по делу актера Георгия Шахета, желающего получить доступ к делу своего нереабилитированного деда, расстрелянного в 1933 году по «закону о трех колосках». Но с делом ознакомиться ему не давали…

а также  совет студентам от Марины Агальцовой, оставшийся за кадром.

Хочу здесь учиться!
Абитуриенту
Внимание! Информация была изменена.