Кадровику и работодателю на заметку: изменения в трудовом законодательстве
Четвертое изменение в Трудовой кодекс в текущем году коснулось оплаты за сверхурочную работу. Нормы трудового законодательства уже более трех лет продолжают интенсивно меняться и обновляться. Наталья Минкина, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой частного права Алтайского филиала Президентской академии комментирует очередное важное изменение в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 91-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса. Они вступят в силу с 1 сентября. Новая редакция нормы предусматривает следующие положения: «Сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
Изначально с момента действия Трудового кодекса в ст. 152 устанавливалось, что сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. При этом законодателем не было конкретно предусмотрено, от какого показателя производить данные расчеты. Правоприменительная практика сложилась таким образом, что расчеты осуществлялись от оклада (должностного оклада) или тарифной ставки. Такой подход давно считался не вполне справедливым и адекватным трудозатратам работников. 27 июня 2023 г. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от № 35-П ч. 1 ст. 152 признана не соответствующей Конституции страны в той мере, в какой она допускает оплату сверхурочной работы исходя лишь из одной составляющей части заработной платы работника, то есть без начисления компенсационных и стимулирующих выплат. Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Как видно, с момента формирования данной правовой позиции Суда необходимые законодательные изменения несколько затянулись, но все же приняты и вступят в силу с 1 сентября.
Наталья Минкина
Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.
Как определено в ст. 2 Федерального закона, новелла не является основанием для пересмотра работодателем до 1 сентября 2024 г. условий, установленных коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором и предусматривающих оплату сверхурочной работы в более высоком размере, чем размер оплаты сверхурочной работы, определенный в соответствии с ч. 1 ст. 152 кодекса (в новой редакции).
При этом очевидно, если в трудовом или коллективном договоре, каком-либо локальном нормативном акте содержится буквальная действующая сегодня формулировка ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса, то к 1 сентября они должны быть приведены в соответствие с новым положением, и оплата труда за сверхурочную работу за сентябрь текущего года должна начисляться уже по новым правилам. Если к указанной дате работодатель в силу каких-то причин не изменит локальную документацию, в этом случае действует положение ст. 9 кодекса: коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в перечисленные акты и договоры, то они не подлежат применению, в обязательном порядке подлежит применению новая редакция ч. 1 ст. 152 кодекса.
Наталья Минкина
Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.