Новые функции портала «Госуслуги» – новые возможности для граждан
4 апреля отмечается Международный день Интернета. Современный мир невозможно представить без сети, она открывает практически безграничное пространство для поиска информации, общения и развлечений. Интернет может быть полезным и делает нашу жизнь проще и удобнее.
О портале Госуслуг, который играет важную роль в повседневной жизни россиян и существенно экономит их время, рассказывает Виталий Лопухов, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала Президентской академии, к.т.н.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), называемый ЕПГУ или портал «Госуслуги», не просто многим известен, но и востребован, т.к. на этом портале индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица могут оформить документы, получить выписки и справки в электронном виде, найти юридически значимую информацию. Эта федеральная государственная информационная система (ФГИС) через Интернет обеспечивает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ пользователей к сведениям об этих сервисах.
Портал самостоятельно не обрабатывает заявления пользователей, а лишь принимает информацию и затем передаёт её на обработку в нужное ведомство или организацию, т.е. в ведомственную информационную систему (ВИС). Непосредственно вход в некоторые ВИС граждане могут осуществить, как и в ЕПГУ, через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Эта ФГИС обеспечивает санкционированный доступ пользователей (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в ВИС и ЕПГУ. Для безопасности доступа к ЕПГУ/ВИС и (или) подтверждения осуществления юридически значимых действий с использованием инфраструктуры электронного правительства в ЕСИА с 1 июня 2023 года введена обязательная двухфакторная аутентификация. В качестве второго фактора, дополнительно к парольной аутентификации, заявитель может произвести аутентификацию с использованием единой биометрической системы либо запросить бесплатное короткое текстовое сообщение (SMS).
Реализована возможность для соцсетей и сайтов объявлений подключить идентификацию пользователей через портал «Госуслуги». Сервисы «Циан», «Авито» стали одними из первых участников эксперимента Правительства РФ по развитию инструмента идентификации и аутентификации пользователей коммерческих ресурсов с использованием ФГИС ЕСИА. Эта функция поможет защитить личные данные пользователей, улучшить качество применения сервиса и сократит количество фейковых аккаунтов.
Количество госуслуг, реализованных в электронном виде, очень многочисленно. Так, по статистике компании «Ростелеком», которая в 2021-2022 гг. была единственным исполнителем осуществляемых Минцифры России в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» закупок товаров (работ, услуг), необходимых для развития инфраструктуры электронного правительства, в электронном виде оказывается свыше 1200 государственных услуг на базе федеральных органов исполнительной власти, более 7700 региональных услуг, а также свыше 20850 муниципальных услуг в интересах физических и юридических лиц. Новая версия портала Госуслуг за последние 4 года позволила почти в 15 раз увеличить объём самих услуг, оказываемых гражданам России в электронном виде. Если в 2019 году их было всего 33, то на июнь 2023 года — 483.
Портал Госуслуг позволяет гражданам, организациям и индивидуальным предпринимателям оформить документы, получить выписки и справки в электронном виде, найти юридически значимую информацию и т.п. Он не только позволяет легко получить конкретную услугу (найти нужную, ознакомиться с условиями её предоставления, записаться на приём в ведомство или подать заявление онлайн, получить документ и т.д.), но и объединяет в суперсервисы наборы услуг из конкретной жизненной ситуации.
В последнее время на портале появилось много новых востребованных услуг, актуальность которых доказана самой жизнью. Эти услуги удобны, безопасны и экономят время, как и множество других, «полюбившихся» пользователями за последние годы.
Так, у выпускников школ появилась возможность подать заявление на поступление в вуз в электронном виде, без личного посещения, что актуально в реалиях современности. Эту услугу реализовали на Госуслугах в виде суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», к которому на данный момент уже подключены 1022 вуза. Весь процесс поступления разбит на семь этапов, каждый из которых имеет свою информационную поддержку, реализованную в виде текстовой или видео-инструкции. Также для понимания процесса поступления в вуз абитуриентам и их родителям суперсервис предлагает информационный материал по восьми темам и календарный график дедлайнов по каждому из этапов поступления в вуз.
В приложении «Госуслуги Авто» можно оформить электронный европротокол при ДТП без вызова ГИБДД и посещения офиса страховой компании.
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) впервые было применено на выборах Президента Российской Федерации в марте 2024 года. Повезло гражданам только 29 регионов РФ, которым это новаторское решение открыло дополнительные возможности, позволяя им проголосовать, не посещая избирательного участка.
Приложение «Госуслуги.Дом» позволяет собственникам жилья в многоквартирных домах участвовать в голосованиях по общедомовым вопросам, направлять обращения в управляющую организацию, узнавать об аварийных ситуациях и плановых работах в доме, оплачивать услуги ЖКХ без комиссии, передавать данные по счётчикам и другое.
На Госуслугах можно вовремя получать электронные налоговые уведомления. Эта услуга позволяет узнать о начислениях заранее и здесь же оплатить налоги без пеней. Согласие на подключение подписывают электронной подписью, для чего потребуется приложение «Госключ».
В мобильном приложении «Госключ» можно бесплатно получить сертификат и сформировать усиленную квалифицированную или неквалифицированную электронную подпись (УКЭП или УНЭП). Сервис предназначен для подписания юридически значимых документов в электронном виде без USB-токенов и криптопровайдера.
Кроме услуг на портале предоставляется масса полезной информации. Недавно была добавлена информация о том, как зарегистрировать квартиру, оформить продажу земли или наложить запрет на действия с вашим жильём. Можно онлайн узнать свой СНИЛС. Портал «Госуслуги» при необходимости получения советов по улучшению здоровья направляет пользователя на Официальный портал Минздрава России. Информации на портале столько много и чтобы в ней разобраться можно прибегнуть к помощи робота Макса, подписаться на официальный канал портала в соцсети ВК или послушать голосового помощника. К примеру, Робот Макс ежедневно отвечает на 1,5 млн. запросов.
Портал «Госуслуги» продолжает развиваться и улучшаться, повышается удовлетворённость граждан порталом, а это положительно сказывается на качестве жизни россиян. В 2024 году ожидаются новые пилотные проекты. Например, на период до 2025 года разработана Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы (Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2021 года N 431-р), которая должна стать базой создания единой цифровой платформы для предоставления региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию госуслуг и осуществлению функций в формате «Социального казначейства».