«Новый вызов»: преподаватели Алтайского филиала РАНХиГС о дистанционном обучении

«Новый вызов»: преподаватели Алтайского филиала РАНХиГС о дистанционном обучении

С 23 марта Алтайский филиал РАНХиГС перешел на дистанционный режим обучения. Позади первые дни работы в новом формате.

Преподаватели Академии рассказали о том, как они адаптируются к онлайн-режиму и взаимодействуют со студентами, а также раскрыли некоторые секреты организации учебного процесса в виртуальном пространстве.

Первыми поделились впечатлениями психологи филиала Алёна Короткова, заместитель заведующего кафедрой психологии и социологии управления и Ян Меженин, доцент кафедры психологии и социологии управления, к. соц. н.

Переход на дистанционную форму – это не только вызов, но прежде всего возможность как для преподавателей, так и для студентов.

Передо мной стояла задача проведения семинарских занятий по дисциплине «Актуальные проблемы психологии». Это курс направлен на развитие навыков научно-исследовательской работы посредством написания курсовых работ. Особенностью дисциплины является тот факт, что курсовые работы каждый из студентов пишет самостоятельно, а значит и задание на семинаре должно помочь каждому решить актуальные для него задачи. Поэтому я предложила ребятам научиться алгоритму поиска информации по актуальным направлениям исследования в научных изданиях для своих курсовых работ. Для этого я разработала онлайн-квест из четырех последовательных заданий, решить которые возможно только после детального изучения информации на портале психологических изданий.


На мой взгляд, это были очень полезные семинары. Мои юные коллеги ознакомились с результатами актуальных исследований по темам своих курсовых работ, смогли оценить все многообразие научной периодики по психологии, разобрались с рейтингами цитирования Web of Science и подобрали статьи для своих курсовых работ самых известных авторов.


В построении дистанционного взаимодействия, я считаю важным учесть несколько моментов: во-первых, это четко поставленная задача для студентов: конкретные вопросы, необходимые ссылки, информация о месте размещения ответов и другое; во-вторых, обсуждение совместно со студентами наиболее комфортной формы электронной коммуникации: использование чата, форума и так далее; в-третьих, постоянное взаимодействие во время самого занятия; в-четвертых, контроль за выполнением поставленных задач.
А главное – это обоюдное уважение, включенность в процесс обучения, умение задавать вопросы и отвечать на них, чувство юмора и многое другое. Я могу с радостью констатировать, что большая часть наших студентов – творческие и ответственные люди, они быстро адаптировались к новому формату работы.

Когда я увидел в своем расписании первую лекцию, которая должна быть проведена в дистанционном формате, сразу начал думать: как ее можно организовать? Что и как говорить? Какие средства коммуникации использовать? Все мы знаем, что около 80% информации передается невербально и только 20% вербально. Было ощущение, что у тебя забрали часть коммуникативных средств выражения. Это подобно ситуации, когда автора ограничивают в использовании словарного запаса, а пловцу разрешают грести только одной рукой. Поэтому, на первом месте стояла задача качественной подготовки изобразительных и текстовых материалов – будущей основы презентации по теме лекции.


В аудитории со студентами обычно можно видеть их реакцию на материал, на твои вопросы. Если это необходимо, уделить больше внимания какому-то аспекту темы, а может и вернуться на несколько шагов назад. За монитором компьютера приходится чаще верить студентам и их обратной связи.  Ты задаешь вопрос «все ли понятно?» и видишь в чате многочисленные «да». 


Дистанционное образование возлагает на ребят огромную ответственность за правильность его интерпретаций и требует достаточной способности к саморефлексии. Если есть любое сомнение в понимании информации – нужно об этом мгновенно сообщать преподавателю.


Однако, новый формат позволяет увидеть новые горизонты и «точки роста», как студентам, так и преподавательскому составу, проявить изобретательность одним и жажду знаний другим. Данная ситуация общения онлайн способствует расстановке некоторых приоритетов и переоценке уже привычных вещей таких, как ежедневное общение. И это именно то, по чему мы, преподаватели, уже соскучились.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.