Преподаватели Алтайского филиала РАНХиГС о дистанционном обучении
В Алтайском филиале РАНХиГС завершается четвертая дистанционная неделя.
Своими впечатлениями по поводу работы в онлайн-режиме поделились Наталья Гончарова, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, к. соц. н., Всеволод Ильин, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления, к. и. н., Татьяна Самсонова, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Сергей Усольцев, доцент кафедры государственного и муниципального управления, к. и. н.
Задача разработки и реализации дистанционных курсов ставилась перед преподавательским составом Алтайского филиала РАНХиГС и раньше. Но нынешняя ситуация стала новым вызовом и большой ответственностью. Для преподавателя – это ответственность и перед студентами, и перед самим собой. Ведь профессионализм необходимо подтверждать, прежде всего – самому себе. Сразу возникло много вопросов: как перестроить курс таким образом, чтобы качество материала не пострадало, чтобы студенты усвоили все, что планировалось для изучения, и самое главное – чтобы осталось обоюдное удовлетворение как от процесса, так и от результата.
Я преподаю учебную дисциплину «Социология» у студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Для меня было важно провести онлайн-занятия в первые дни дистанционного режима, чтобы самостоятельно увидеть все проблемы и шероховатости. Кроме того, дисциплина «Социология» для обучающихся первого курса включена в перечень Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), поэтому отработка всех нюансов дистанционного формата взаимодействия была просто необходима. На первой неделе я провела только практические занятия. И уже за такой короткий промежуток времени поняла, насколько я соскучилась по ребятам. Конечно, сначала было сложно перестраиваться на новый формат обучения, не все задания мы успевали выполнить за одну пару. Но это позволило учесть первый опыт и расставить нужные приоритеты. На прошедшей неделе во время онлайн-лекции стало понятно, что нам всем очень не хватает живого общения. Но это не повод унывать.
Я очень рада, что ребята очень быстро адаптировались к дистанционному формату работы. Они активно задают вопросы во время лекции как в виде сообщений, так и устно, по очереди подключаясь к микрофону. Отмечу не только их бережное и уважительное отношение друг к другу, включенность в процесс обучения, но и сохранившееся чувство юмора. Уже обсудили идеи новых форм практических занятий для лучшего усвоения пройденного материала.
Наталья Гончарова
Для реализации учебного процесса в режиме онлайн в нашей Академии созданы все технические условия. Это позволяет преподавателям и студентам продолжать осваивать учебную программу в прежнем объеме, хоть и в принципиально новом формате. Вместе с тем, онлайн-формат ни в коем случае не снижает качество учебного процесса, а даже наоборот! На примере своего опыта хочу отметить, что мы имеем возможность значительно расширить и сделать качественно богаче формат освоения изучаемой дисциплины.
В распоряжении обучающихся имеются мои авторские видео-лекции, которыми они могут воспользоваться в любой удобный момент и в любом удобном для них месте. Это позволяет закрепить тему лекции, прочитанной мной в онлайн-режиме. Для самопроверки также имеется значительный перечень соответствующих инструментов: тестовые задания, творческие эссе, практические задания как текстового, так и графического характера. Отзывы студентов говорят о том, что мы движемся в верном направлении.
Всеволод Ильин
Отдел кадров, в составе студентов второго курса направления «Государственное и муниципальное управление» заработал в режиме «аутсорсинга». На практических занятиях по дисциплине «Основы делопроизводства и управления документами» ребята формируют навыки подготовки и оформления приказов по личному составу, работы с учетными и другими кадровыми документами. В онлайн-режиме начинающие инспекторы отделов кадров обсудили с преподавателем особенности работы по заполнению унифицированных форм документов для исключения характерных ошибок.
Работаем дружно и по расписанию. Выполненные задания поступают на проверку в конце занятий. В системе Moodle моя дисциплина обеспечена необходимыми материалами для дистанционного обучения уже не первый год. Каждый студент знает, какие задания, по каким правилам и в какой срок необходимо выполнить. Все обучающиеся за работу на каждом занятии получают оценку в пределах 100 баллов и комментарии о качестве выполненной работы. Уже подготовлены должностные инструкции, штатные расписания, графики отпусков, проанализированы трудовые договоры, составлена номенклатура дел отдела кадров, а впереди еще много работы.
Татьяна Самсонова
Вот один из примеров работ студентов по дисциплине «Основы делопроизводства и управления документами».
За последнюю неделю я прочитал одну лекцию, провел практические занятия по двум темам в пяти группах и одно заседание научного кружка. Для этого мне понадобилось использовать вебинарный сервис BBB, форум, чат, прямой эфир в YouTube, сервисы для совместной работы с файлами: diagrams.net и презентации Google. Как говорят театралы: «Экспромт должен быть хорошо подготовлен». На этот экспромт ушло много времени, но результат получился достойным. А все потраченные усилия вселяют надежду, что дальше будет проще.
Как и ожидалось, лекции проще всего адаптировать к дистанционной форме. Лекция в вебинарной «комнате» принципиально не отличается от лекции в аудитории. Это достаточно просто. Гораздо сложнее организовать семинары так, чтобы они не превратились в индивидуальную работу студентов. Возможности для взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем ограничены: чат, форум, аудио или видеоконференция. Все эти средства не позволяют экстраполировать многие традиционные формы интерактивности в онлайн. Я поэкспериментировал с работой в малых группах. В одном случае это был case-study, в другом – коллективная работа над общим проектом в стиле mind-mapping. Задачей группы было составить ментальную карту, позволяющую систематизировать знания о политических идеологиях. Группа делилась на четыре команды, которые взаимодействовали между собой, выполняя разные части общей работы. Внутри команды студенты взаимодействовали, решая поставленные задачи. Я, как преподаватель, выполнял роль модератора процесса, наблюдая со стороны за всей работой в онлайн сервисе diagrams.net.
Несмотря на то, что в начале занятия коллективная работа выглядела как хаос, к середине все наладилось, процесс стал контролируемым, а к концу занятия появилась вполне внятная ментальная карта.
Сергей Усольцев