Россия расширяет сотрудничество в экономике, политике и в сфере безопасности с разными странами
Развитие агропромышленного комплекса (АПК) является важной частью стратегии экономического роста России. Увеличение производства продовольствия и экспортных возможностей позволит не только обеспечить внутренние потребности, но и укрепить позиции страны на международных рынках.
Россия расширяет сотрудничество в экономике, политике, в сфере безопасности с разными странами. Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух принял предложение российского Президента Владимира Путина участвовать во встрече в формате «аутрич БРИКС плюс», которая пройдет в октябре в Казани. Россия пригласила на саммит БРИКС в Казань 22-24 октября 36 иностранных лидеров, согласие от 18-ти уже получено. 2 сентября Турция подала заявку на вступление в БРИКС. Вопрос расширения объединения может быть рассмотрен на предстоящем саммите. В 2024 году Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия стали полноправными членами БРИКС. Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входивших в объединение стран на английском языке: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. По факту расширения состава на долю этого объединения приходится более 30% общей площади суши, более 40% населения Земли, более 30% мирового ВВП, а также 17% мирового золотого запаса.
БРИКС как межгосударственное объединение было создано в 2006 году и первоначально основано на взаимодействии не пяти, а четырех государств в составе Бразилии, России, Индии, Китая (БРИК). В настоящее время включает 10 государств. Направления взаимодействия много: от чисто финансовых (инвестиции, валютное регулирование и т.д.) до информационно-консультационного и затрагивает не только вопросы макроэкономического развития, входящих в объединение стран, но и вопросы развития регионов и отраслей экономики, безопасности функционирования.
Как общая надстройка – это взаимодействие центральных банков стран БРИКС, направленное на сотрудничество в платежной сфере, в сфере финансовых технологий и других направлениях, обеспечивающих глобальную финансовую стабильность на основе кибербезопасности, расчетов в национальных валютах, взаимодействии на долговых рынках дружественных стран.
Если рассматривать, например, расчеты в национальных валютах, то, на первый взгляд, они являются очевидным направлением, развитием межгосударственных, но сопровождаются рядом противоречий, связанных с особенностями функционирования стран БРИКС на мировых рынках и их взаимодействия с другими странами, не входящими в БРИКС. Дедолларизация положительно воспринимается лишь Россией и Китаем. А вот Индия и Бразилия в данном вопросе осторожны. Кроме того, есть риск «навязывания» какой-либо отдельной валюты во взаиморасчетах между странами БРИКС, например, рубля или юаня.
Если же будет создана новая резервная валюта для взаимных расчетов, то однозначно к эффектам необходимо отнести: эффективное управление платежными балансами, формирование автономных платежных систем. Однако для этого необходимо наладить взаимные расчеты в национальных, что позволит сформировать финансовый механизм координации, а также усилить «внутриблоковые» для БРИКС товарные потоки (ориентировать товарные и финансовые потоки не с третьими странами, а со странами БРИКС), а также инвестиции в совместные проекты, что, однако, достаточно сложно сделать в условиях территориального размещения стран БРИКС на карте мира. Курс новой валюты возможно определять на основе корзины валют БРИКС с учетом удельного веса стран в торговом обмене внутри БРИКС. Немаловажным фактором создания общей наднациональной валюты стран БРИКС является внедрение цифровых валют, которые в настоящее время тестируются только в части стран БРИКС.
доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала Президентской академии, к. э. н.