С какой целью ФНС России сформирует реестр домохозяйств в 2021 году?
В 2021 году ФНС России совместно с Минтрудом, ПФР и Росстатом запустят пилотный проект по определению уровня совокупного дохода российский домохозяйств. По словам представителей налоговой службы, единый реестр домохозяйств на базе ФНС России создается не для надзора за людьми, а для помощи в назначении пособия. Государство озаботилось адресной социальной помощью, поскольку это сэкономит бюджетные деньги и в то же время позволит назначать пособия тем, кто в них нуждается. В настоящее время до малообеспеченных доходит лишь часть бюджетных денег, остальные средства распределяются по тем семьям, чей уровень жизни выше прожиточного минимума. Введение адресности необходимо для того, чтобы исключить проблемы разрозненности данных правительства о доходах, имуществе и социальных выплатах конкретного человека, а также усовершенствовать методику определения домохозяйств. Сегодня при назначении мер поддержки оценивается состав семьи, который не всегда включает в себя всех совместно проживающих граждан, при этом реальное материальное положение зависит от фактического состава домохозяйства.
В качестве пилотных регионов выбраны Республика Татарстан и Нижегородская область. Основные цели пилотного проекта - формирование реестров семей и домохозяйств, оценка их доходов, проверка алгоритмов передачи данных в ходе межведомственного взаимодействия. По результатам пилотного проекта будут изучены возможности оценки доходов исходя из данных административного учета, которые существуют на сегодняшний день и целесообразность их применения при оценке нуждаемости.
Создание новой системы это логическое продолжение цифровизации экономики страны. В 2018 г. появились онлайн-кассы и заработала единая электронная база органов записи актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС); банки активно тестируют электронные профили клиентов; планируется к 2024 г. закончить внедрение маркировки товаров, а к 2025 г. должно завершиться создание единого реестра, аккумулирующего сведения обо всем населении России.
Налоговые органы сформируют реестр домохозяйств, используя свои информационные системы - «Налог -3» и единый информационный регистр населения на основе ЕГР ЗАГС, таким образом, будет единая информационная база о составе семьи, а также их доходах и имуществе. Далее эта информация поступит в ЕГИССО (единую государственную систему социального обеспечения). Здесь содержится информация о необлагаемых доходах – пенсии, пособиях и других социальных выплатах.
ФНС акцентирует внимание на том, что пилотный проект не направлен на контроль и не несет фискальной функции, его цель – прежде всего, оценить реальный уровень обеспеченности семей и домохозяйств и сформировать предложения по оценке нуждаемости на основе административных данных. При этом ФНС выполняет роль оператора системы, а не надзорного органа.
В подобном формате назначались «коронавирусные» пособия в 2020 году, которые выплачивались по одному заявлению без дополнительных справок и документов. Тогда для совместной работы объединились Минтруд, Минцифры, Минюст и ФНС.
Бюджет пилотного проекта составляет 167 млн. руб., которые будут выделены из резервного фонда правительства, что в сравнении социальной значимостью проекта и его важностью для социальной политики это практически незначительная сумма. По данным экспертов, в настоящее время ФНС является одной из самых прогрессивных «IT-компаний» страны, поэтому особых сложностей с созданием реестра возникнуть не должно. Реестр доходов будет основываться на той единой системе, которая в настоящее время администрируется налоговым органом.
Последствия попадания в реестр работника с «серой» заработной платой
Неофициальные доходы, как правило, получают в наличной форме. Однако люди все чаще переводят такие деньги на карту, потому что так удобнее. Систематическое появление на карте крупных сумм «из ниоткуда», «резкое» повышение уровня благосостояния, дорогие покупки могут вызвать интерес со стороны налоговых органов. Если у налоговых органов возникают вопросы, то сначала гражданина предупреждают об этом и просят разъяснить ситуацию. Если ответ налогоплательщика удовлетворяет ФНС, то никакие санкции не применяются, но если гражданин не может обосновать источник дохода, то наступает ответственность по закону, то есть налоговые органы просят заплатить НДФЛ с необоснованной суммы 13%.
Например, если гражданин купил автомобиль за 3 миллиона, а у него доход в 1 миллион, а 2 миллиона не сходятся, то 13% НДФЛ взимаются с 2 миллионов.
В том случае, если предупреждения не действуют на налогоплательщика, ФНС обращается в суд. Если суд обязывает гражданина уплатить налоги, налоговые органы выписывают пени и штрафы. Уголовная ответственность наступает в соответствии со статьями 198 и 199 УК РФ, однако, в этой ситуации человек имеет право погасить задолженность досрочно и тогда дело прекращают.
Будут ли налоговые органы отслеживать переводы на банковские карты
Одно из главных опасений граждан, связанных с введением нового реестра, связано с контролем переводов на банковские карты. Следует отметить, что в некоторых случаях он уже проводится. Так, согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», налоговики могут получать доступ к банковской информации в рамках специальных налоговых проверок. Исключение составляют операции на сумму от 600 тыс. руб., о которых банки уведомляют ФНС автоматически, но правило может сработать, если гражданин перечислит крупную сумму родственнику, например, на покупку квартиры.