Сдаёшь ЕГЭ по русскому? Академия поможет!
Как написать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл? Каждый год выпускники школ думают над этим вопросом, готовятся к экзамену, решают тесты, пишут эссе, волнуются.
Сегодня профессор кафедры медиакоммуникаций, русского языка и риторики Галина Ануфриева поделится советами, которые помогут вам успешно сдать экзамен по русскому языку и поступить в Алтайский филиал РАНХиГС на направление «Медиакоммуникации». Итак, начнем.
1. Повторите правила орфографии и пунктуации, особенно обратите внимание на те, в которых вы ранее допускали ошибки при решении репетиционных тестов. Повторите типы грамматических ошибок, с которыми вы можете встретиться в задании 8.
2. Получив свой вариант теста, внимательно просмотрите задания. Распределите рационально время выполнения теста. Вспомните о трудоемких заданиях, таких, как 7, 8, 12, 13, 14, 15. И, конечно же, об эссе, которое вы пишите по исходному тексту. Помните, что для получения максимального балла важно выполнить все задания.
3. При выполнении каждого задания вчитывайтесь в формулировку вопроса, если в нем сказано, например, «отметьте, в каком ряду во всех словах пишется в корне гласная Е», значит, ряд таких слов единственный. Следовательно, записываете только один верный ответ.
4. Приступая к работе над сочинением, внимательно прочитайте исходный текст (не менее 3 раз), подчеркните ключевые слова, затем сформулируйте проблему, обязательно составьте план сочинения. Именно он поможет сохранить логику и композицию вашей работы, не позволит уйти в обсуждение смежной проблемы. Напоминаем план:
- Формулировка проблемы
- Комментарий
- Пример 1 – пояснение; пример 2 – пояснение
- Смысловая связь между примерами; анализ смысловой связи
- Позиция автора
- Моя позиция
- Обоснование позиции
- Вывод
5. Помните, что проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Сформулировать ее вы можете двумя способами: вопросительной конструкцией: «Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким в мире взрослых?»; конструкцией «существительное проблема + Р.п.»: «Проблема одиночества ребенка в мире взрослых».
Напоминаем алгоритм определения проблемы:
- Текст (внимательно прочитать)
- О чём он? (вы увидите тему) – о войне, о счастье, о взаимоотношении поколений, о природе, о понятиях «честь» и «долг»
- Какие вопросы рассматривает автор? (найдёте проблемы) – почему на войне человек не ожесточается, остаётся неравнодушным к красоте природы; что человеку нужно для счастья, одинаково ли понятие счастья для разных людей?
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (найдете основную проблему текста)
6. В публицистических текстах проще вычленить позицию автора и найти проблему, но сложнее дать комментарий. Позиция автора в таких текстах выражается четко и открыто. В художественных текстах наоборот: прокомментировать примеры и проанализировать смысловую связь проще, сложнее вычленить авторскую точку зрения и проблему. Позиция автора в художественном тексте скрывается за сюжетом, событиями, поступками героев, их поведением, за взаимоотношениями персонажей. При работе над таким текстом рекомендуем проанализировать поступки и поведение героев, изучить черты характера, внутреннее состояние участников истории. Если персонажей несколько, обратите внимание на их взаимоотношения.
7. Помните, что в сочинении нужно выделить два примера, доказывающих проблему, пояснить их, обязательно указать и проанализировать смысловую связь между данными примерами. При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок! В помощь вам предлагаем таблицу-подсказку с основными типами связи. Внимательно изучите ее до экзамена.
Основные смысловые типы связи между примерами
Связь между примерами-иллюстрациями |
Вопросы |
Способ выражения в сочинении |
Детализация (второй пример уточняет, детализирует первый) |
Можно ли привести подробности? Какие? |
Так, например… Укажем детали |
Указание на следствие (причинно-следственные связи между примерами) |
Как это может сказаться на…? Из чего это следует..?Что с этим связано..? |
Вот почему… Следовательно… Из чего следует |
Подтверждение (примеры подтверждают мысли автора) |
Как это подтверждается автором |
В подтверждение этих слов… В подтверждение мыслей автора… |
Объяснение (примеры объясняют мысли автора) |
Почему? Чем это объясняется? |
Автор объясняет это тем, что |
Определение (в формулировке проблемы есть какое-либо понятие) |
Что обозначает это слово? |
Это слово автор понимает… Данное понятие объясняется в тексте… |
Аналогия (приводятся аналогичные друг другу примеры) |
На что это похоже? |
Как и.., здесь прослеживается |
Выделение (что-то выделяется на фоне чего-то другого) |
Что здесь главное? Что автор (рассказчик) определяет в первую очередь? |
Автор текста уделяет внимание… Внимание автора приковано к проблеме… Автор текста фиксирует внимание на… |
Сопоставление и противопоставление (сходство или различие между примерами) |
С чем это сравнить? Чему это противопоставлено? |
Сравним Автор текста сравнивает/сопоставляет |
8. Пишите сочинение сначала на черновике, затем внимательно прочитайте написанное, исправьте неточности, описки, ошибки и только потом переходите к чистовому варианту работы.
И, наконец, еще один ценный совет: перед экзаменом лягте пораньше спать, не пытайтесь бороться со страхом и волнением с помощью успокоительных. Примите страх и волнение, поняв, что это нормальное состояние перед ответственной работой.
Мы желаем вам удачи на ЕГЭ по русскому языку и ждем в приемной комиссии Алтайского филиала РАНХиГС!