Вытеснит ли интернет-торговля традиционные магазины? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Вытеснит ли интернет-торговля традиционные магазины?

Вытеснит ли интернет-торговля традиционные магазины?

Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к.э.н., Ольга Чубур представляет экспертное мнение о перспективах развития интернет-торговли.

Основные итоги 2020 года

Разрушительное воздействие 2020 года потребовало от многих отраслей быстрой адаптации к меняющимся условиям. Аналитики Juniper Research, крупнейшей исследовательской фирмы в области мобильной связи, среди основных мегатрендов, которые в 2021 году будут определять развитие большинства отраслей экономики, назвали автоматизацию операций с помощью искусственного интеллекта. Одним из бенефициаров данного мегатренда, по их мнению, станет розничная торговля – как онлайн, так и мобильная. Переход от розничной торговли по принципу bricks and mortar (традиционная торговля) к онлайн-сервисам будет набирать обороты.

Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Россия занимает 41 место среди 152 стран и территорий по уровню развития интернет-торговли. На первое место авторы доклада поставили Швейцарию, на второй позиции – Нидерланды. Далее следуют Дания, Сингапур, Великобритания, Германия, Финляндия, Ирландия, Норвегия и Гонконг. США расположились на 12 месте, Белоруссия на 35 –ом, Китай на 55-ом. Замыкают список Бурунди и Чад.

Основой для оценки уровня развития онлайн-шоппинга в различных странах стал разработанный экспертами ЮНКТАД показатель B2C E-commerce Index, который состоит из четырех индикаторов: доля жителей, имеющих счета для мобильных платежей; доля пользователей интернета в структуре населения; надежность почты; наличие безопасных интернет-серверов. Каждый индикатор оценивался по 100-балльной шкале, а среднее арифметическое из четырех показателей составило итоговый индекс.

Согласно оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2020 году россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,221 трлн. рублей. Интернет-торговля в России выросла на 58,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Розничный интернет 2020 года определил ТОП-5 товарных категорий: электроника и бытовая техника (28,2%); одежда и обувь (21%); продукты питания (10,2%); мебель и товары для дома (9,2%); красота и здоровье (5,6%).

Во время пандемии стали развиваться новые сервисы, причем бывшие конкуренты теперь представлены на сайтах друг у друга. Монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал, выставляются на других электронных площадках.

Доля локального рынка онлайн-торговли в 2020 году увеличилась до 86%, на трансграничную торговлю приходится лишь 14%.  Снижение доли трансграничного рынка обусловлено пандемией, так как какое-то время грузоперевозки осуществлялись с ограничениями.

Интернет-торговля все больше распространяется на регионы, хотя на долю Москвы и Московской области приходится около 33%.

В 2020 году аудитория российской онлайн-торговли (число тех, кто совершал хотя бы одну покупку в интернете) приблизилась к 60 млн человек против 47,2 млн в 2019 году.

Пандемия сильно ударила по небольшим компаниям и позволила значительно улучшить свои показатели тем, кто уже имел навыки интернет-торговли. По данным оператора онлайн-касс «Эвотор», с апреля по ноябрь 2020 года в России закрылось около 20% торгово-сервисных предприятий малого бизнеса от числа работавших в феврале-марте. Особенно сильно от пандемии пострадали модный ритейл, туристическая индустрия, фитнес-центры, книжные лавки и предприятия общепита.

В апреле 2020 года, после закрытия непродовольственных магазинов, оборот розничной торговли сократился на 23%. Единственным каналом сбыта оставался интернет, часть магазинов превратилась в пункты выдачи заказов.

Лидер российского рынка Wildberries по итогам девяти месяцев 2020 года увеличил оборот на 104%, до 285,6 млрд рублей. Ozon за тот же период нарастил оборот в 2,4 раза. 

Традиционные магазины останутся в прошлом?

 Развитие онлайн-торговли – это главный тренд в ритейле последних лет, и возвращения назад точно не будет. У покупателей сформировалась новая привычка, и они вряд ли уже откажутся от онлайн-покупок в будущем. Покупатели получили неограниченный выбор, возможность сравнивать цены, удобный способ оплаты, доставку товара на дом.

Один из трендов 2020 года – «взросление» аудитории онлайн-магазинов. Люди старше 55 лет стали не просто активно делать заказы в интернете – они фактически догнали молодую и самую активную ранее аудиторию (24-34 лет): примерно пятую часть заказов сейчас делают самые взрослые, тогда как еще год назад это были единичные случаи.

Доля интернет-торговли, конечно, будет расти. Но, скорее всего, темпы роста в 2021 году будут скромнее. Интернет-торговля не сможет совсем вытеснить традиционную торговлю продуктами питания и непродовольственными товарами народного потребления.  Пострадают магазины в формате гипермаркетов, в которых осуществляются закупки впрок. Эти магазины стали менее популярны, чтобы сохранить объемы продаж они активно сотрудничают с сервисами доставки из магазинов.

Офлайн-магазины никуда не денутся. Покупателям надо видеть товар. На пике карантина доля интернет-покупок увеличивалась в разы, после снятия ограничений покупатели возвращаются в «реальные» магазины. Покупатели часто сперва заходят на сайт, чтобы выбрать товар и проверить наличие и цену, а затем приезжают в магазин, чтобы воочию на него посмотреть и проконсультироваться с продавцом. Дальше кто-то возвращается домой и совершает покупку через интернет, а кто-то покупает сразу в магазине. Офлайн-магазины являются для покупателей источником вдохновения. Например, во время режима самоизоляции интернет-магазин стал для IKEA основным каналом продаж и общения с покупателями: на пике его доля составляла 87%. Но несмотря на такой рост, компания открыла в Москве самый большой в мире магазин своего нового городского формата. Покупатели должны видеть товар, это увеличивает спрос. Традиционные магазины модного ритейла тоже не исчезнут: у них есть не только преимущества примерки и моментального получения товара, но и функция социализации. Как показали кризисы прошлых лет, по мере нормализации ситуации fashion-рынок достаточно быстро восстанавливается, так как среди всех потребительских товаров именно fashion относится к категории наименее рациональных покупок, связанных с эмоциями и настроением.

Офлайн-магазины являются продолжением роста онлайн-бизнеса. Крупные сети «М.Видео-Эльдорадо», «Детский мир» и многие другие наращивают число магазинов классического формата. Но для жителей труднодоступных населенных пунктов онлайн-торговля – альтернатива дорогим и утомительным поездкам в соседние города.

Несмотря на все свои преимущества, онлайн-торговля не сможет заменить привычные магазины. Мы увидим новые форматы и коллаборации, а выбор способа приобретения товара все равно останется за покупателями.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.