Вклад Алтайского края в Победу в Великой Отечественной Войне
В годы Великой Отечественной Войны советскому народу воевать пришлось на два фронта – один на поле боя, другой в тылу. Женщины и дети в цехах, заводах, на полях, не зная сна и отдыха «вели войну», своими руками приближая Победу. Об этой героической странице истории Алтайского края рассказывает доцент кафедры ГМУ, к.и.н. Всеволод Николаевич Ильин.
Сложно переоценить вклад Алтайского края в Победу в Великой Отечественной войне, которая внесла коренные изменения в его жизнь и развитие. Самая главная ценность Алтая – его люди, те, кто приближал Победу часто ценою своей жизни. В годы войны из Алтайского края на фронт ушло свыше полумиллиона человек, 283 тысячи земляков погибли на полях сражения. Перестройка для нужд войны потребовалось и в народном хозяйстве, перевод большинства предприятий для нужд фронта, перераспределение финансовых ресурсов и эвакуация с западных районов страны стратегически необходимых предприятий. Только Алтайский край принял более 100 эвакуированных предприятий, в том числе 24 завода государственного назначения.
Июнь 1941 года Алтайский край встретил обыденно: подписчики краевых и местных газет получили свежие номера, по содержанию мало отличимые от предыдущих дней: борьба с сорняками, соцсоревнование, розыгрыш по волейболу и пр. Город узнал о нападении Германии на СССР из радиообращения В.Я. Молотова. В краевом Драмтеатре отменили объявленный спектакль «Испанцы». В помещении летнего театра состоялся митинг. На всех предприятиях и в учебных заведениях города прошли митинги. Резолюции их сходны: «Ответим врагу жестоким ударом!» В городской военкомат выстроилась очередь добровольцев.
Началась война.
Если говорить о промышленном производстве на Алтае до войны, то можно сказать, что оно было местного значения. Заводов, производящих продукцию всесоюзного масштаба, не было. Алтайский край был главным образом аграрным регионом страны, в котором доминировало зерновое производство.
Годы Великой Отечественной войны стали, годами быстрого создания абсолютно новых отраслей промышленности, новой продукции машиностроения на Алтае. Особенно это проявилось во второй половине 1941 г. и начале 1942 г., когда в Барнаул и другие районы Алтайского края стали прибывать эшелоны с оборудованием, небольшим числом инженерно-технического персонала, квалифицированных рабочих и членов их семей, эвакуированных заводов с западных регионов страны.
Особенно бурно шёл процесс организации машиностроительного производства, поэтому машиностроение стало ведущей отраслью промышленности края. Только в первые несколько месяцев войны на территорию Алтайского края прибыло более 40 крупных промышленных предприятий. Огромная работа по переводу всей жизни города и края на военный лад легла на краевую столицу – Барнаул.
Барнаульский завод №17
Одним из первых и самым важным для страны в Барнаул прибыло оборудование, специалисты и рабочие патронного завода №17 из Московской области (г. Подольск), следом – Московского опытного предприятия завода №44 и станкостроительное производство Ворошиловградского завода (г. Луганск, Украина). Все три предприятия занимались производством вооружения и патронов, они стали костяком Барнаульского станкостроительного завода, который изначально именовался Барнаульский завод №17. В суровых условиях сибирской зимы первую цепочку оборудования для производства винтовочных патронов запустили в ноябре, а 24 ноября 1941 года первый эшелон боеприпасов с Барнаульского завода №17 отправился на фронт. Этот день по праву считается днем рождения завода.
Исторические архивные документы констатируют, что каждый второй патрон, изготовленный во время Великой Отечественной войны, был Алтайским – Барнаульского завода №17.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии боевой продукцией завод был награжден орденом Ленина. Это единственный завод среди предприятий патронной отрасли, который удостоен высшей награды Родины.
Трансмаш
И каждый трактор обернется танком,
Когда сверкнут штыки на рубежах!
Сталинградский тракторный завод начал осваивать выпуск танков Т-34 еще до начала Войны. 23 августа 1942 года гитлеровцы прорвали фронт на Дону и вышли к Волге севернее Сталинграда. Враг оказался в 3-5 км от тракторного завода, но рабочие и солдаты Сталинграда не уступили врагу ни пяди родной земли, сорвали попытку врага с ходу ворваться в Сталинград.
В конце июня-августа 1942 г., когда линия фронта приблизилась к берегам р. Волги в районе г. Сталинграда, производственное оборудование цехов тракторного завода, выпускающее дизельные двигатели В-2 для танков Т-34 было эвакуированы в Сибирь. Местом строительства завода № 77 был определён г. Барнаул. В середине августа 1942 г., ранним утром на стройплощадку «Трансмаша» в город прибыли первые эшелоны с оборудованием ХТЗ и СТЗ для производства танковых моторов. Коллектив завода «Трансмаш» формируется из рабочих и инженеров Харьковского и Сталинградского, Кировского (в Ленинграде) тракторных заводов. Главным технологом назначен инженер Кировского завода А.Д. Авенбург, в связи с осложнившейся обстановкой на фронте Сталин дал указание сократить сроки пуска завода «Трансмаш». Оборудование в цехах завода монтировалось круглосуточно. Завод выпускал дизельные двигатели В-2 для танков Т-34 за годы Войны «Трансмаш» выпустил более 10 тысяч танковых двигателей. Военный подвиг завода увековечен в Барнауле мемориалом на площади Победы у кинотеатра «Мир» стоит танк Т-34 для которого в Барнауле делали детали. За вклад в победу завод в 1945 году был награжден орденом Ленина.
Барнаульский котельный завод
Дорога в Барнаул лежала через Ладогу на Большую землю и потом поездом на Урал и Алтай, куда эвакуировался Невский завод. Случалось, что составы с оборудованием и людьми целый месяц добирались до Ладожского озера. Часто паромы исчезали под бомбами... Шли на дно станки, плавали по воде мужские фуражки, детские панамки, женские косынки: всё, что осталось от людей...
Из книги Марка Юдалевича «Годы и люди»
Барнаул, 1992 годНа базе оборудования Невского машиностроительного завода, эвакуированного из блокадного Ленинграда, в конце лета 1942 года на окраине Барнаула началось строительство котельного завода. Это время принято считать отправной точкой в истории Барнаульского котельного завода (БКЗ), который по праву считается преемником Невского машиностроительного завода имени В. И. Ленина.
Свою первую продукцию завод произвёл к ноябрю 1943 года, это была партия пароводяной арматуры, первые редукционноохладительные и дросельно-увлажнительные установки, а чуть позже – и первые деаэрационные колонки атмосферного типа.
В 1943 году был построен корпус инструментального цеха. В нём создали каркасный цех, а несколько позже – котельный. Здесь же расположился и трубный цех. В этом же году заводчане приступили к производству вентиляторов и дымососов - вспомогательного оборудования к энергетическим котлам, начали подготовку к выпуску первого бойлера и первых паровых котлов.
В апреле 1945 года в ещё недостроенном литейном цехе была произведена первая плавка чугуна, а в июле потекла в ковш и первая сталь – первая не только в истории завода, но и в истории Алтая. Её выплавил Григорий Тихомиров – молодой рабочий, фронтовик. В последующие годы он станет знаменитым сталеваром, прославленным мастером своего дела, и будет награждён орденом Ленина.
Алтайский вагоностроительный завод
Ах, как мы трудно
Жили в дни войны,
Полуголодны и почти бездомны,
Производя для воинов страны
Снаряды, бомбы, иногда вагоны.
1927 году был построен Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда». За 10 лет работы на заводе был создан высококвалифицированный коллектив рабочих и ИТР, были введены производственные поточные линии, на которых выпускалось четыре типа подвижного состава в большом количестве. Например, в предвоенный 1940 год Днепродзержинский вагоностроительный изготовил 3600 большегрузных и много обычных вагонов.
Но в 1941 году грянула война, вагоностроительный вынужден был перейти на выпуск продукции прямого военного назначения. Линия фронта быстро приближалась к городу, поэтому уже 6 августа 1941 года Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление об эвакуации вагоностроительного завода на Алтай. На следующий день в 12 часов завод прекратил работу. Коллектив приступил к демонтажу оборудования.
В последних числах августа в Барнаул прибыли два эшелона, отправленные из Днепродзержинска. В них было доставлено оборудование, предназначенное для выпуска боеприпасов. Сопровождал эти эшелоны начальник спецотдела М. Я. Перлин. Прибыли и люди, которым предстояло заниматься изготовлением изделий, необходимых для фронта.
По предписанию наркомата оборудование эшелонов намечалось разгрузить и смонтировать на Барнаульском чугунолитейном заводе. Считалось, что там проще наладить отливку корпусов снарядов и головок авиабомб: ведь это специализированное литейное предприятие. На деле оказалось, что завод едва справляется со своими заданиями и требует почти коренного переоборудования, все производство в нём было на уровне прошлого 19-го века. Ко всему прочему здесь совсем не было перспективы для будущего развития вагоностроения: мала территория, нет железнодорожной ветки. Руководители завода поняли, что люди, посылавшие их сюда, совсем не знали местных условий. Посоветовались в краевом комитете партии и решили, что базой вагоностроительного должен стать деревообделочный завод, расположенный на станции Алтайской. Это предприятие имело отношение к железной дороге – производило вагонную обшивку, половые доски и щиты для дверей подвижного состава. На протяжении войны завод считался вагоностроительным, но производство было переоборудовано для изготовления боеприпасов. Основной продукцией завода становятся авиабомбы. В июне 1942 года завод выпускает уже в полтора раза больше бомб и снарядов, чем планировалось. Вводятся соревнования за сверхвклад в фонд Красной Армии. Бригады соревнуются за звания «фронтовых» и «гвардейских», выполнение плана доходит до отметки 200%.
Кроме того, в 1941 году на базе эвакуированных из Одессы заводов прессового оборудования «Комсомолец» и «им. XVI партсъезда» был создан Барнаульский завод механических прессов. В годы войны завод выпускал минометы, запасные части для танков и сельхозмашин. За 1942 год завод мехпрессов изготовил 439 прессов. В апреле 1944 года завод механических прессов завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании, выполнив месячную производственную программу на 154,8% по продукции военного назначения.
За годы Великой отечественной войны в Алтайский край были эвакуированы следующие заводы:
КРУПНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ И ВВЕДЕННЫЕ В ДЕЙСТВИЕ в 1941-1945 годах Предприятие
Год ввода в эксплуатацию
Барнаульский завод транспортного машиностроения (ОАО «Барнаултрансмаш»)
1941
Вагоностроительный завод имени газеты «Правда» (ОАО «Алтайвагон»)
1941
Барнаульский завод мехпрессов (ООО "БЗМП")
1941
Барнаульский станкостроительный завод
1941
Барнаульская спичечная фабрика
1941
Барнаульская табачная фабрика
1941
Барнаульский аппаратурно-механический завод
1942
Алтайский тракторный завод (г. Рубцовск)
1942
Комбинат железобетонных изделий № 2 (ЗАО "БКЖБИ-2")
1942
«Алтайсельмаш» (ОАО "АСМ-Запчасть")
1942
«Электропечь» (ОАО Бийский завод «ЭЛЕКТРОПЕЧЬ»)
1942
Бийский котельный (ОАО «Бийский котельный завод»)
1942
Славгородский завод механических прессов
1942
Алтайский завод тракторного электрооборудования
1943
Барнаульский котельный завод (ОАО "Сибэнергомаш")
1943
Барнаульский радиозавод
1943
«Молмашстрой»
1945
Стоит отметить, что такого масштабного мероприятия по эвакуации предприятий и населения, предпринятого в СССР в период Войны, за невероятно короткие сроки позволили приблизить Победу в Великой отечественной войне. Чем дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны, тем отчетливее мы сознаем величие подвига, который совершили наши отцы и деды.
9952