Владимир Мау: «Наша основная задача – готовить управленческие кадры, которые будут формировать повестку дня в России и в мире» / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС
Алтайский филиал(3852) 503-003
Абитуриенту
Абитуриенту

Владимир Мау: «Наша основная задача – готовить управленческие кадры, которые будут формировать повестку дня в России и в мире»

Владимир Мау: «Наша основная задача – готовить управленческие кадры, которые будут формировать повестку дня в России и в мире»

– Президентской академии исполнилось 5 лет. Но при этом говорят, что РАНХиГС – это вуз с почти вековой историей. Как так получилось?

– Да, 5 лет назад указом Президента Российской Федерации были объединены Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) и Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС), а также 12 региональных вузов. Было создано учебное заведение, способное решать любые образовательные задачи на территории всей страны. Этот проект объединения стал экспериментом: после нас в образовательной сфере начались укрупнения вузов, хотя таких же масштабных объединений, как наша Академия, больше не было.

Впрочем, было бы неправильно говорить, что нам пять лет. Академия ведет свою историю еще с начала ХХ в. и основана на традициях отечественного управленческого образования. Наша история достаточно длинная. В основе РАНХиГС лежат управленческие школы Советского Союза, начиная от Института красной профессуры 1920-х гг. Это наследие любопытным образом прослеживается по нашей библиотеке, которая включает в себя фонды Императорского пажеского корпуса, Государственной Думы начала ХХ в., фонды учреждений подготовки политических и хозяйственных кадров советской эпохи.

Сегодня РАНХиГС является одним из самых крупных университетов России и Европы с филиалами по всей России.

– Чем отличается объединенная Академия от других российских вузов? 

– Наш вуз решает четыре крупные задачи. Президентская академия – это университет, школа госуправления, бизнес-школа и экспертно-аналитический научный центр. Еще одним преимуществом Академии является обеспечение непрерывного образования. РАНХиГС – это единственное российское учебное заведение, среди студентов и слушателей которого доминируют профессионалы – люди с практическим опытом работы. Тогда как студенты, пришедшие со школьной скамьи, составляют абсолютное меньшинство. К нам приходят профессионалы, которые инвестируют свое время и деньги, чтобы учиться у нас.

Особенностью Академии является ее структура доходов. Более половины доходов мы зарабатываем сами, их дает образование. И это тоже очень важно. В то же время, одной из проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, является глобальная конкуренция на рынке образовательных и экспертно-консалтинговых услуг. Причем для нас источником этой конкуренции являются отнюдь не вузы (точнее, не столько вузы), сколько крупные бизнес-структуры, для которых образование и консалтинг являются дополнительными источниками развития. Но чем сильнее конкуренция, тем сильнее мы становимся.

– В современном меняющемся мире сфере образования также необходимо меняться. Какие основные мировые тренды развития образования вы можете выделить?

– Если говорить про мировые тренды, то образование требует все больше времени, человек дольше находится в системе формального образования, не говоря уже о неформальном. Высшее образование, становясь массовым, становится и очень разным. Возрастает конкуренция между вузами за студентов, за преподавателей и за науку. Среди трендов, прежде всего, глобализация рынка образования, развитие технологий электронного обучения, появление на рынке новых игроков в виде корпоративных университетов, образовательных корпораций, формирование ситуации гипердоступности информации, усиливающаяся роль СМИ и интернета в процессах образования. Все это создает принципиально новый контекст для развития российской системы образования, требует ее ускоренной адаптации к новой ситуации с присущими ей новыми вызовами.

Другим важным вызовом и трендом является то, что меняется и рынок труда. Так, часть самых востребованных профессий современности не существовала еще 10 лет назад, а не все современные вузы успевают соответствовать новым требованиям экономики. РАНХиГС сейчас дает возможность абитуриентам выбирать из широкого спектра образовательных программ: управленческих, экономических, юридических, гуманитарных. Это и путь к индивидуализации программных траекторий – еще одной важнейшей особенности образования в XXI столетии.

Современный человек вынужден постоянно учиться. В школах и университетах люди должны получать образовательные и нравственные ориентиры. Предназначение современного образования состоит в том, чтобы научить думать, размышлять, мыслить – научить учиться.

– Ваша Академия учит чиновников, в том числе действующих. Чему они учатся?

– Для университета главное – получить хороших студентов и, не испортив их, удовлетворить их потребность в знаниях. Если у вас хорошие студенты на входе, то у вас хорошие выпускники на выходе. Через нас проходит в год около 200 тыс. студентов и слушателей, из которых студентов примерно 40 тыс., все остальные – это практики: предприниматели и менеджеры, чиновники, руководители госучреждений.

Не имеет смысла говорить мне: «Я хочу у вас поучиться – куда к вам поступить?» Правильнее сказать: «Я хотел бы в будущем работать там-то, получить такую-то квалификацию». И тогда можно обсуждать, как и где для этого надо поучиться.

У нас есть программа высшего кадрового резерва, где обучаются 25–30 человек, это молодые чиновники достаточно высокого уровня. Они разрабатывают проекты, которые им были бы интересны для реализации с учетом их опыта. С этого года Академия также будет обучать представителей базового и перспективного уровней резервов. Мы стараемся «затачивать» программы под то, что нужно слушателям и их работодателям (это, прежде всего, в заказываемых нам корпоративных программах). Наша задача – предлагать максимально индивидуализированные варианты образовательной траектории слушателей.

Подготовка государственных служащих – важнейшая функция РАНХиГС, во многом ради которой и создавалась Академия в ее нынешнем виде. В этом мы довольно существенно продвинулись. Помимо концентрации здесь всех трех уровней кадрового резерв (высшего, базового и перспективного) очень важной темой последних двух лет была разработка и доработка системы оценки кадров, которая была фактически положена в основу формирования кадрового резерва под патронажем Президента. Мы также активно внедряем систему личностно-профессиональной диагностики кадров в регионах, ведомствах и партиях.

– Какие основные проекты Академии в сфере госслужбы?

– Очень важной для формирования единства Академии стала сетевая программа по управлению в социальной сфере (руководители учреждений, а также муниципального и регионального уровня). Она продлена, и с конца этого года к руководителям из области здравоохранения и образования добавляются руководители в области культуры.

Мы провели оперативную подготовку госслужащих в Крыму. Академия занималась консалтингом федеральных и региональных органов власти, среди которых правительство Москвы, Томска, Иваново и в ряде других регионов. У нас неплохо развиваются отношения с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по продвижению ряда проектов, и сейчас перед нами стоит сложнейшая задача по подготовке и формированию региональных инвесткоманд. Президент поручил Академии и АСИ создать центр обобщения и распространения лучших практик в области бизнес-климата и инвестиций по регионам.

Известна наша антикоррупционная программа. В конце мая Сбербанк и Академия провели семинар для Правительства Российской Федерации.

– А что делает Президентская академия в сфере бизнес-образования?

– На российском рынке РАНХиГС является как родоначальником бизнес-образования в России, так и лидером в области бизнес-образования. При участии РАНХиГС была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования. Академия установила стандарты MBA в нашей стране. В Академии реализуются 43 программы Master of Business Administration, 5 программ EMBA, 5 программ DBA. Более 37 тыс. человек окончили программы MBA РАНХиГС. В Академии больше всего программ, имеющих международную аккредитацию, – 10. Нет ни одного другого российского учебного заведения, где было бы столько же программ, аккредитованных основными международными ассоциациями бизнес-образования. Более 300 выпускников Академии входили в список лучших менеджеров России.

– Какие задачи для РАНХиГС и российской системы образования в целом вы видите на ближайшие 5 лет?

– Быть лидерами в области прикладного гуманитарного образования, активно развивать соответствующие нашему профилю исследования и консалтинг.

Впрочем, меняются условия, в которых действует система образования, и меняется понимание того образования, которое общество готово оценить как качественное. Изменение социально-экономических условий ставит новые задачи перед системой высшего профессионального образования, в том числе и перед РАНХиГС.

Так, трансформируются социальные функции образования. Это вызывает необходимость выработки новой модели обучения, предполагающей личностно-ориентированный подход. Необходимо формирование современного конкурентоспособного специалиста. Наша цель – не просто подготовка специалиста, мы стремимся обеспечивать многогранное развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных кадрах. Здесь следует отметить, что наша основная функция – готовить управленческие кадры, которые будут формировать повестку дня в регионе, стране и в мире. И поэтому нам особенно важно способствовать формированию многогранной гармоничной личности и профессионала высокого класса.

Достижение подобной цели не может быть реализовано простым увеличением ресурсного обеспечения существующих программ и направлений деятельности. Нам требуются новые стратегии и принципы, способные обеспечить быстрый рывок в новое качество.

– Какие основные направления образования вы развиваете?

– Основной задачей Академии является прикладное социально-экономическое гуманитарное образование. И в этом смысле я не вижу для нас перспектив превращения в классический университет с программами естественного, технического и математического профиля. Это не исключает, скажем, развития в Академии инженерно-экономического образования, которое мне представляется очень перспективным.

Задача подготовки чиновников, и вообще государственных служащих, которая является одной из основных задач нашей Академии, сложная. Я, как человек, пришедший из бизнес-образования, понимаю, что одной из основных проблем образования госслужащих является отсутствие эффективного спроса. Вот в бизнес-образовании люди платят свои деньги или деньги своего предприятия и требуют определенного качества. В образовании госслужащих за них платит бюджет, им нужно свидетельство о том, что они прошли подготовку. Это по-другому выстраивает отношения, скажем, «преподаватель – слушатель». В связи с этим мы ставим вопрос о необходимости глубокой трансформации подготовки государственных служащих. Но это отдельная тема, которую можно долго обсуждать.

– Как контролируется качество образования в региональных отделениях РАНХиГС?

– Контроль качества образования в филиалах РАНХиГС осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Среди филиалов проводятся плановые и выборочные внеплановые проверки на соответствие требованиям Минобрнауки России и Рособрнадзора. На постоянной основе происходит сбор аналитической информации, ежеквартально филиалы заполняют информационную базу «Региональная сеть». Контролируется качество образовательной деятельности в рамках государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

Подходы к системе обеспечения качества образовательного процесса постоянно совершенствуются. Например, Северо-Западный институт управления РАНХиГС (СЗИУ) в настоящее время наряду с традиционными мероприятиями переходит к комплексному оцениванию условий для качественной образовательной и научной деятельности. Главными в оценке эффективности образовательной деятельности становятся результаты образования.

Оригинал статьи:

http://www.interfax-russia.ru/Moscow/exclusives.asp?id=658137

936
Хочу здесь учиться!
Абитуриенту
Внимание! Информация была изменена.