Владимир Мау рассказал об индивидуальных образовательных траекториях для студентов и слушателей Президентской академии
В интервью телеканалу «Россия 24» ректор Президентской академии Владимир Мау рассказал о том, что одним из ключевых направлений стратегического развития Академии является разработка индивидуальных образовательных траекторий для всех студентов и слушателей.
Важный аспект – это трансформация образовательных процессов в сторону их индивидуализации. Это сложная задача, однако в условиях новых технологий у нас появляется радикально новая возможность. Президентская академия участвовала в конкурсе, который проводило Правительство и Минобрнауки – «Приоритет 2030». И один из элементов, который мы заложили в нашу стратегию – это «новые технологии и индивидуализация программ». Мы будем основывать индивидуализацию не просто на выборе студента, но и на личностно-профессиональной диагностике студентов и слушателей, на формировании индивидуальных рекомендаций и индивидуальных треков. Для решения этих задач предполагается использование искусственного интеллекта, а также технологий дополненной реальности. Это сложно, это тонкие инструменты, и у нас есть возможности их реализовать, в том числе и благодаря накопленному опыту последних лет
подчеркнул Владимир Мау в ходе интервью
Новые технологии управления индивидуальными образовательными маршрутами будут использоваться и в системе непрерывной подготовки управленческих кадров для органов публичной власти и бизнеса. Это направление опирается на многолетний опыт применения разработанной в Академии методики личностно-профессиональной диагностики, которая позволяет не только сформировать уникальные образовательные маршруты для каждого слушателя программы подготовки руководящих кадров, но и обеспечить консультационную поддержку выпускников с учетом различных вариантов дальнейшего развития карьеры.
Персонализация образования, возможность выбора образовательной траектории с учетом личных навыков, предпочтений и понимания вызовов будущего – подход, важность которого подчеркивал Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года. При этом индивидуальная траектория не может быть навязанной – ее выбирает сам обучающийся. Это особенно важно, когда речь идет о программах дополнительного профессионального образования для состоявшихся профессионалов, которые проходят обучение для того, чтобы повысить квалификацию или получить новую специальность.
По мнению ректора Президентской академии, индивидуальные рекомендации и возможность персонифицировать образовательный маршрут помогут студентам и слушателям принимать обоснованные решения в пользу той или иной специализации или образовательной программы. Владимир Мау подчеркнул, что в современном мире невозможно один раз выбрать специальность на всю жизнь: реальностью нашего времени уже стала необходимость непрерывно учиться и менять профессиональную траекторию в течение профессиональной жизни. В этих условиях задача университетов – создать инструменты, которые позволят студентам и слушателям получать поддержку в принятии решений и персональные рекомендации на основе их профессионального опыта, личных достижений, знаний, навыков и личных предпочтений. По мнению Владимира Мау, создание таких инструментов – это перспектива ближайших нескольких лет.
В ходе интервью ректор Академии обратил внимание на еще один важнейший тренд современного образования: на наших глазах происходит рост требований к качеству образования, причем все больше студентов воспринимает образование не как услугу, а как серьезную инвестицию в собственное будущее – и в будущее нашей страны.
По словам Владимира Мау, студенты выбирают интересные и сложные программы, и готовы вкладывать в обучение все свои силы, а также невосполнимый ресурс – то время, которое он проводит в образовательном учреждении. Поэтому принятое недавно решение отказаться от термина «услуга» в законодательстве об образовании является совершенно правильным и своевременным.
За последние годы я вижу очень интересные, важные сдвиги в нашей системе образования, в отношении к образованию. Скажем, если лет 15 назад люди обычно говорили: “Мы к вам пришли, деньги заплатили, поступили, и вы должны нам выдать диплом”, то сейчас большинство людей, особенно на программах для взрослых – но постепенно это захватывает и бакалавриат – относится к образованию как к инвестиции: “я расходую здесь время, я плачу деньги, а значит – должно быть трудно учиться, что позволит получить необходимые знания и компетенции для профессионального успеха”
подчеркнул Владимир Мау
По словам ректора Академии, большая часть слушателей РАНХиГС – это состоявшиеся профессионалы, которые получают второе высшее образование или обучаются на программах дополнительного образования. По закону второе высшее образование нельзя получить за счет государства, большинство программ дополнительного профессионального образования также являются платными.
Взрослые люди, которые приходят к нам учиться, готовы вкладывать в свое образование и время, и деньги. Наша задача – создать условия для того, чтобы они могли по-настоящему инвестировать как в свое будущее, так и в будущее нашей страны
отметил Владимир Мау
Разумеется, отношение студентов и слушателей к образованию как к инвестиции, не означает ослабление роли государства в образовательном процессе. Напротив, роль государства будет возрастать – как с точки зрения организации образования, так и его финансирования.
Источник: официальный сайт РАНХиГС