Экономическая доступность продовольствия для населения России: тенденции и проблемы формирования
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Сергей Воробьев делится основными положениями доктрины продовольственной безопасности 2020 года.
Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20 была утверждена вторая за историю современной России доктрина продовольственной безопасности. Считается, что принятие Доктрины 2020 года связано с тем, что цели и задачи прежней Доктрины 2010 года, направленных на наполнение внутреннего продовольственного рынка собственной продукцией, были решены. За «междоктринный» период в стране, действительно, активно развивалось птицеводство и животноводство, что позволило наблюдать существенные изменения в соотношении между импортной и российской мясной продукцией. По остальным продуктам питания (кроме молока и молочных продуктов) критического уровня продовольственной зависимости в стране, по сути, не наблюдалось.
Из «новшеств» Доктрины 2020 года следует отметить следующие ее положения:
- поставлена задача активного развития экспортной деятельности в АПК, превышения объема экспорта над объемом импорта;
- расширен перечень продуктов питания, по которым определяется уровень продовольственной независимости (по некоторым видам продовольствия были изменены пороговые значения показателя): к зерну, картофелю, молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам, соли, сахару, растительному маслу и рыбной продукции были добавлены фрукты, овощи, семена основных сельскохозяйственных культур;
- расширен перечень критериев продовольственной безопасности.
В Доктрине 2010 года был предусмотрен всего один показатель, предполагающий расчет удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов с учетом переходящих остатков по соответствующим продуктам.
В Доктрине 2020 года к нему добавлены еще два: экономическая доступность продовольствия (возможность приобретения пищевой продукции должного качества по сложившимся ценам, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления) и физическая доступность продовольствия (уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения жителями пищевой продукции или организации питания в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления).
- предполагается: активное развитие сети оптово-распределительных центров для закупки сельскохозяйственной продукции, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и закупок для государственных нужд; развитие сети магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания; использование индикативных цен на основные виды продуктов, используемых для стабилизации ценовой конъюнктуры на рынке; усиление административной ответственности производителей пищевой продукции и должностных лиц за нарушение обязательных требований к качеству производимой продукции (к одному из элементов механизма государственного контроля качества продовольственных ресурсов в стране можно отнести обязательную маркировку молочной продукции в системе ФГОС «Меркурий»).
С одной стороны, показатель экономической доступности продовольствия для населения, выражаемый в процентах, определяется достаточно просто – путем соотношения среднедушевого фактического потребления i-го вида продовольствия к рациональным нормам ее потребления.
С другой стороны, следует согласиться с мнением директора Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Натальи Шагайды о том, что по данному показателю «…сложно определить лучше стали питаться россияне или хуже, доступнее стали качественные продукты или нет». Действительно, в Алтайском крае среднедушевое потребление за 2015-2019 гг. овощей и бахчевых, фруктов и ягод, рыбных продуктов увеличилось на 5,6-6,3%, мясных продуктов – на 16,1%, молочных продуктов осталось неизменным, однако за этот же период удельный вес расходов на питание увеличилось с 37,4% до 39,5% от общей суммы потребительских расходов (в странах Западной Европы расходы на продовольствие в среднем не превышают 20%). Получается, что траты на питание «съедают» значительную часть семейного бюджета большинства жителей региона.
Возможность приобретения продовольствия зависит от уровня доходов населения и цен на продовольствие. Ожидается, что по итогам 2020 года доля расходов на питание в общих потребительских расходах населения во всех регионах России существенно повысится, поскольку темпы роста доходов населения и цен на продовольствие несколько несопоставимы. При этом, рост цен на продукты питания сильнее отразится на бюджете жителей с наименьшими доходами, поскольку у 10% наименее обеспеченных жителей страны на домашнее питание приходится более 52,4% потребительских расходов, а у 10% наиболее обеспеченных – всего 19,1%. В целом по России доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла в 2010 г. 10,8%, в 2017-2019 гг. от 12,3% до 12,9%, в Алтайском крае показатель варьировал на одном уровне – от 17,4% до 18%.
При этом развитие экспорта в неустойчивых экономических условиях лишь создаст дополнительные препятствия достижения продовольственной независимости, поскольку до сих пор не преодолена разбалансированность внутренних структур продовольственных групп: при общем увеличении обеспеченности молоком и молочными продуктами, Россия все еще зависима от импорта сыра, масла животного, сухого молока и сливок; уровень потребления населением говядины в 2,5 ниже рациональных норм питания и в 6 раз ниже среднедушевых объемов производства отечественной продукции в предприятиях пищевой промышленности, перерабатывающих цехах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Если рассматривать классические методы повышения экономической доступности продовольствия, то необходимо создать условия, во-первых, стимулирования спроса среди наиболее уязвимых групп населения, доходы которых не позволяют приобрести набор продуктов питания, необходимый для поддержания активного и здорового образа жизни, а во-вторых, за счет различных направлений повышения доходов населения.