Физическая доступность продовольствия для населения России: факторы, сложности определения
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Сергей Воробьев об основных положениях Доктрины продовольственной безопасности 2020 года
Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20 была утверждена вторая за историю современной России доктрина продовольственной безопасности. Одним из «новшеств» Доктрины является отнесение к критериям продовольственной безопасности уровня физической доступности продовольствия. Данный критерий по своей сути достаточно широк, поскольку предполагает развитие не только торговых сетей, но и всей товаропроводящей и логистической инфраструктуры. Данная инфраструктура на рынках продовольствия будет функционировать эффективно при налаженной организации производства, переработки и/или доведения продукции до стандарта, хранения продукции, ее реализации и транспортировки, обеспечения контроля и безопасности сырья и готовой продукции.
К сожалению, приходится констатировать, что четко налаженной системы сбыта сельскохозяйственной продукции не сложилось ни в регионе, ни в целом по стране. Связано это, прежде всего, со сложностями доступа малых форм хозяйствования на товарные рынки: ярмарочная торговля находится на зачаточном уровне развития, потребительская снабженческо-сбытовая и перерабатывающая кооперации также не получила повсеместного развития.
Крупному бизнесу в сельском хозяйстве несколько проще выходить на товарные рынки: они либо имеют собственные торговые точки, либо они являются составной частью холдинговых формирования замкнутого цикла с налаженными производственными связями. Торговые сети регионального и/или федерального масштаба по различным причинам предпочитают работать только с крупными товаропроизводителями.
Достаточно долго в стране обсуждается необходимость повсеместного развития оптово-распределительных центров. Сейчас они сформированы многими торговыми сетями, например, распределительный центр компании «Мария-Ра» в Новоалтайске является наиболее крупным в Сибири. Отсюда продукты поставляются в 800 магазинов торговой сети в Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской, Томской и Новосибирской областей. Однако, данных мощностей явно недостаточно для того объема продукции, что производится в регионе и сопряженных территориях.
В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире в 2020 году стало очевидно, что агрологистические мощности являются ограничителем дальнейшего наращивания объема производимой товарной продукции. Повсеместное строительство оптово-распределительных центров, овоще- и фруктохранилищ сдерживается высокими сроками окупаемости и рисками проектов. Как отмечает гендиректор холдинга «РосАгроМаркет» (реализует проект создания в стране сети ОРЦ) Богдан Григорьев «возведение мультитемпературного ОРЦ стоит миллиарды рублей, окупаемость таких проектов составляет более 10 лет. А при площадях меньше 5-10 тыс. квадратных метров возводить подобные распредцентры просто нерентабельно. Поэтому малые и средние игроки вовсе не могут себе позволить строить отдельно под себя такие мощности».
В Доктрине физическую доступность продовольствия предлагается определять путем отношения фактической обеспеченности различными видами продовольствия к установленным нормативам. С одной стороны, подобный подход является простым, однако оценка и последующий анализ значений показателя ограничивается рядом несоответствий и противоречий:
- нормативы обеспеченности торговыми объектами отсутствуют как таковые (кроме того данные нормативы должны быть дифференцированы по регионам и городам федерального значения, должны учитывать особенности внутрирегионального расселения населения);
- данный показатель можно определить лишь в целом по стране или в разрезе регионов, но не сможет учитывать проблемы доступности продовольствия в отдельных муниципальных образованиях;
- расчет показателя ограничен лишь учетом торговых площадей и не включает площади товаропроизводящей инфраструктуры.
Кроме того, территории с одинаковыми значениями критерия физической доступности могут характеризоваться несопоставимыми условиями экономической доступности продовольствия. Так, очевидно, что статистика фиксирует цены лишь в крупных населенных пунктах, а в сельских поселениях цены на продукты питания, как правило, существенно выше, нежели в районных центрах и городах.
Существенные различия в доходах сельских и городских жителей проводят к тому, что рост среднедушевого потребления основных продуктов питания сопровождается более высокой долей расходов на питание у семей с более низкими доходами, в том числе социально-незащищенных слоев населения.