Генпрокуратура планирует сократить число проверок бизнеса в 2021 году до исторического минимума
Генеральная прокуратура России в год пандемии защитила представителей бизнеса от возможного двукратного роста внеплановых проверок контрольными органами и осуществляла надзор за исполнением законодательства о поддержке бизнеса. В целях снижения административного давления на бизнес в условиях распространения COVID-19 было снижено количество плановых проверок субъектов предпринимательства с 400 тысяч до 200 тысяч. Напомним также, что в 2020 году истек пятилетний запрет на проведение проверок субъектов малого бизнеса.
Правительство РФ в марте 2020 года ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства и ограничило внеплановые в связи с пандемией. С 1 апреля по 31 декабря 2020 года были запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек (кроме политических партий и НКО – иностранных агентов).
В отношении остальных хозяйствующих субъектов плановые проверки допускались лишь в случае, если их деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Указанные ограничения не применялись к таможенным проверкам, а также проверкам, проводимым в соответствии с Законом об использовании атомной энергии.
При этом прокуроры систематически принимали меры по приведению в соответствие нормативным правовым актам федерального законодательства, регулирующим оказание помощи бизнесу, пострадавшему от пандемии. Несмотря на принятое уже после введения ограничительных мер в апреле 2020 года Постановление Правительства РФ «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», оставались распространенными нарушения сроков выдачи специальных разрешений (лицензий) предпринимателям. В связи с указанными обстоятельствами по инициативе прокуроров должностные лица органов власти привлекались к административной ответственности на территориях: Республики Татарстан, Краснодарского края, Красноярского края, Пензенской области и города Москвы.
Также по инициативе прокуроров из Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год были исключены уже включенные в него выездные и документарные проверки после введенного моратория. По официальным данным, число проверок субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2020 года снизилось к аналогичному периоду 2019-го сразу на 45,7% с 612 тыс. до 332,3 тыс. проверок.
В 2020 году субъекты малого бизнеса от плановых проверок Роспотребнадзора были освобождены, но внепланово ведомство могло проверить любую компанию или ИП, если предполагалось, что может пострадать население. Для проведения проверки необходимо было уведомить прокуратуру в течение 24 часов с момента принятия решения, а вот сообщать заранее проверяемому лицу не требовалось. Деятельность компании могли приостановить до устранения нарушений.
Пожарный надзор в 2020 году не проводил плановые проверки, однако, внепланово их можно было проводить, если имелись следующие основания: ранее компания получила предписание с перечисленными нарушениями; установление особого противопожарного режима; полученные сведения о возможном риске пожара; ввод нового, после капремонта, переоборудованного помещения в эксплуатацию.
Проведение выездных поверок налоговыми органами до 31 мая 2020 года включительно было приостановлено.
Росфинмониторинг не осуществлял проверки до конца 2020 года.
Указанный выше мораторий был продлен на весь 2021 год. В 2021 году контролирующие ведомства предлагали провести в плановом порядке более 488 тысяч проверок, однако, каждая четвертая из этого числа была отклонена прокурорами и 60 тысяч проверок не будут проведены из-за моратория на проведение проверок малого бизнеса. Например, из проектов планов Россельхознадзора и Росздравнадзора исключено около 400 проверок и это почти половина запланированных.
Стоит отметить, что с середины 2021 года проверки будут проходить по новым правилам. В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности был принят Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, определяющий новый порядок организации и проведения государственного и муниципального контроля (вступит в силу с 1 июля 2021 года). Основная цель закона - устранение недостатков действующих в настоящее время норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса как наиболее затратного способа контроля. Все контрольно-надзорные мероприятия будут отражаться в информационной системе, для этого будут созданы соответствующие ресурсы, включая:
- Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- Информационную систему досудебного обжалования;
- Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
- Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Такие изменения позволят проверяемым лицам отслеживать правомерность проведения проверок, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.
В Законе № 248-ФЗ установлен прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества: проведенных проверок; выявленных нарушений; лиц, привлеченных к ответственности и др.
Кроме того, на законодательном уровне был расширен спектр форматов проверок, то есть к традиционным проверкам и контрольным закупкам добавятся: выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит. Помимо этого, вся система контрольно-надзорной деятельности России будет основана на риск-ориентированном подходе, согласно которому будут введены шесть категорий риска возможного причинения вреда – от низкого до чрезвычайно высокого. Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней против действующих сегодня 20 рабочих дней.
Одним из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий в новом законе назван мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Такой мониторинг может проводиться с помощью дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. С помощью таких устройств будет осуществляться фото- и киносъёмка, видеозапись, аккумулироваться другая информация для контролирующего органа. Лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.
Генпрокуратура Российской Федерации напоминает, что с 1 июля 2021 года любой визит проверяющих к представителям бизнеса возможен только с согласия прокурора.