Кадровику и работодателю на заметку: изменения трудового законодательства с 1 января 2025 года
Регулярно каждый календарный год начинается с законодательных изменений, включая сферу труда: повышение МРОТ, заключение соглашений социального партнерства, вступление в силу новых профессиональных стандартов и мн. др. Наиболее значимые новые положения в трудовых отношениях представит с пояснением и комментарием Наталья Минкина, кандидат юридических наук Алтайского филиала Президентской академии, заведующий кафедрой частного права.
МРОТ
С 1 января вступит в силу Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Федеральный показатель МРОТ составит 22 440 рублей, не включая районные коэффициенты, стимулирующие выплаты и пр. Увеличение МРОТ в новом году по сравнению с 2024 годом произошло на 16,5%. Традиционно этот показатель является обязательным при расчете размера оплаты труда для бюджетного сектора экономики и определении сумм разных социальных пособий.
С учетом положений ст. 133.1 Трудового кодекса, дополнительного соглашения к Региональному соглашению между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2024–2026 годы и регионального соглашения о размере МРОТ на 2025–2027 годы (подписанные 18.12.2024) установлен МРОТ на уровне 24 570 рублей. Этот размер касается работников реального сектора экономики, и в нем не учитываются выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями и иные компенсационные выплаты, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
Любопытно, что к 2030 году МРОТ планируется повысить более чем в два раза по сравнению с 2023 годом, в итоге с достижением его величины не менее чем 35 000 рублей в месяц, что обозначено в качестве национальной цели развития России согласно Указу Президента РФ № 309 от 07.05.2024.
Квота на выдачу разрешений иностранным работникам
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 680 от 09.12.2024 утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, на 2025 год. Названным документом нормативно закреплена потребность в виде квоты иностранных специалистов на предстоящий год – 234 958 (всего по Российской Федерации), в том числе 532 (по Алтайскому краю). Такой визовый порядок въезда иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности реализуется не первый год.
При этом интересно заметить, что в 2025 году ожидается принятие законопроекта № 785205-8 «О внесении изменений в статьи 327.1 и 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации». Проект внесен в Государственную Думу 03.12.2024, пока находится на рассмотрении. В нем предусмотрено принципиальное положение о приоритете трудоустройства граждан Российской Федерации в целях совершенствования государственной миграционной политики в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
Реформа системы занятости населения
Около года назад был принят новый Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», который в своей основе вступил в силу с 1 января 2024 года, но часть положений начнут действовать со следующего года. При этом ранее действующий закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» утратит силу с наступлением 2025 года, а пришедший ему на смену указанный закон будет действовать в полной мере согласно порядка его вступления в силу (ст. 70).
По сути, отложенными во введении в действие стали положения, нуждающиеся в дополнительной правовой регламентации, подготовке к их реализации в жизни, включая подготовку единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг.
Так, с 2025 года:
- расширены полномочия органов службы занятости;
- конкретизированы и обновлены меры государственной поддержки в сфере занятости населения;
- закреплены разные виды обязательного профилирования (работодателей, граждан, ищущих работ и безработных граждан), предполагающих распределение по группам, в отношении последних двух категорий - в целях предоставления им мер государственной поддержки в сфере занятости населения;
- предусмотрены направления участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения;
- внедряется создание, использование и хранение электронных документов в сфере занятости населения;
- реализуется новелла по формированию, ведению и хранению личных дел граждан и учетных дел работодателей в электронной форме;
- дополняются основания отказа признания гражданина безработным, а также случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета;
- оказывается содействие приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы, а также в качестве отдельного направления - содействие занятости молодежи;
- ведется общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости, в порядке, установленном постановлением Правительства России № 194 от 21.02.2024 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324» и др.
Хотя к настоящему времени для реализации отмеченных новшеств приняты не все соответствующие подзаконные акты, отдельные вопросы уже имеют подробную правовую регламентацию. Так, например, критерии подходящей работы уточнены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.2024 № 1379, им же утверждены новые Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и Правила определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину.
Кроме того, впервые в стране вводится индивидуальный план содействия занятости (ст. 26 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»), который формируется на единой цифровой платформе на основании результатов профилирования гражданина и согласование которого обязательно для признания его безработным. Этот план включает в себя необходимую информацию о гражданине: подходящая для него работа, профильная группа и перечень мер государственной поддержки в сфере занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице, даты явки гражданина в орган службы занятости, права и обязанности, ответственность за их неисполнение, контактная информация и обязанности работника органа службы занятости, исполняющего функции куратора гражданина. Важно, что выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является основанием для выплаты ему пособия по безработице.
Таким образом, перечисленные трудоправовые изменения не являются исчерпывающими, также как в дальнейшем будет совершенствоваться законодательство о труде как в плановом формате (в рамках проводимых государственных реформ, в частности, ряд новелл вступит в силу с 1 марта 2025 года), так и в ответ на вызовы нашего времени.