Каким было физкультурное просвещение на Алтае в первой половине XX века? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Каким было физкультурное просвещение на Алтае в первой половине XX века?

Каким было физкультурное просвещение на Алтае в первой половине XX века?

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, а его мероприятия направлены на повышение престижа профессии.

В рамках мероприятий, посвященных Году педагога и наставника, Алтайский филиал Президентской академии подготовил материал, раскрывающий этап зарождения и становления физкультурного просвещения в Алтайском крае.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС Евгений Шеенко расскажет о людях, на плечи которых упало бремя педагогической и наставнической деятельности в области физической культуры и спорта в сложные для страны времена.

Сейчас довольно много информации о заслугах наших спортсменов, выступающих как на международной спортивной арене, так и на всероссийских соревнованиях. Среди них можно выделить чемпионов и призеров Олимпийских игр, Чемпионатов и этапов кубка мира и Европы, уроженцев Алтайского края:

  • Сергей Хорохордин, Дмитрий Баркалов, Сергея Найдин (спортивная гимнастика);
  • Сергей Клевченя, Виктор Муштаков (конькобежный спорт);
  • Александр Ерохин, Алексей Смертин (футбол);
  • Сергей Шубенков, Полина Миллер (легкая атлетика) и многих других.

Если о спортсменах и их достижениях слышали многие, то о людях, которые заслуживают не меньшего внимания и почета за подготовку этих спортсменов к вершинам спортивного олимпа, мало кто знает.

В настоящее время о первых специалистах-просветителях и их роли в развитии физической культуры Алтайского края сведений недостаточно, что делает вопрос изучения и оценки просветительской деятельности актуальным и открытым до сих пор.

Вопросы становления в нашем регионе физической культуры и спорта как культурного массового движения более изучены. Алтайский краевой музей спорта и Музей спортивной славы Алтайского краевого училища олимпийского резерва накопили определённый материал, но его обобщение осложняет тот факт, что при систематизации и подборе информации организации делают акцент на спортивных достижениях спортсменов и коллективов, связанных с различными этапами становления спорта на Алтае.

Физкультурное просвещение в России развивалось неоднородно. Оно зависело от близости к столичным городам и от политической и экономической обстановки на местах. Алтайский край не был исключением: в крупных городах физкультурное просвещение на рубеже XIX и XX столетий развивалось гораздо быстрее, чем в глубинке. Слабое развитие системы воспитательно-образовательных мероприятий в области физической культуры объясняется и тем, что Алтай в культурном отношении оставался одним из отсталых регионов страны. Вопросы просвещения, в том числе и физкультурного, здесь решались крайне медленно. Физической культурой занимались в основном любители-одиночки, а занятия носили скорее примитивный и самодеятельный характер.

Достаточно внимания уделялось физкультуре в качестве дисциплины в учебных заведениях. Гимнастика была основной из дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях в конце XIX века. Позднее её начали изучать в учительских семинариях: с 1915 года в Барнауле и с 1917 года –  в Бийске.

Перед Первой мировой войной на Алтае стали возникать самодеятельные спортивно-гимнастические кружки и общества. Самым престижным, но дорогим было «Гимнастическое общество топографов Алтайского округа». В нем занимались сокольской гимнастикой, английским и французским боксом, греко-римской борьбой и другими видами. В 1911 году реальное училище Барнаула организовало гимнастическое общество «Сокол». Оно считалось лучшим, так как позднее, в период с 1914 по 1915 годы, специалисты сокольской гимнастики из числа военнопленных чехов и словаков способствовали хорошей организации физической культуры. Пленные также создали свою футбольную команду «Славия» и довольно часто выступали в регионе.

Ведущую роль в становлении физического воспитания барнаульцев занимал известный чешский гимнаст по фамилии Пржигода (по некоторым данным, он был дипломированным специалистом-педагогом). Его по праву можно назвать пионером физкультурного просвещения на Алтае, так как его имя находится в числе первых специалистов физической культуры, известных общественности, а также именно при нём стала наблюдаться некоторая системность в физкультурных занятиях и спортивных состязаниях в регионе. Именно он заложил основы массовой физической культуры и спорта на Алтае.

Секция сокольской гимназии под руководством Пржигоды, которую организовали в спортивном зале реального училища Барнаула, насчитывала около 100 человек. В ней даже была группа девочек, что для Сибири в те времена являлось редкостью. Многие из выпускников секции впоследствии стали преподавателями физкультуры. Они были одними из первых организаторов спортивного движения на Алтае, а также добивались побед на всесибирских и всесоюзных спортивных состязаниях.

Основная заслуга гимнастического общества «Сокол» – подготовка хороших кадров и будущих специалистов всевобуча (всеобщее военное обучение населения без отрыва от основной работы – система обязательной военной подготовки граждан в СССР). Некоторые ученики Пржигоды с успехом продолжили свое обучение в Институте физической культуры и спорта, который открылся в 20-е годы в Москве.

В 1918-1919 годах Владимир Иванов становится руководителем гимнастического общества «Сокол», членом которого он сам был в недавнее время. Иванов был первым профессиональным специалистом в области физической культуры на Алтае. Помимо этого, он многое сделал для перевода гимнастической терминологии с чешского языка на русский, а также издал первый в России учебник по греко-римской борьбе.

Стоит упомянуть, что с 1924 по 1934 годы Владимир Александрович Иванов – четырёхкратный чемпион СССР по греко-римской борьбе и один из первых спортсменов в стране, удостоенный звания «Заслуженный мастер спорта СССР».

Важной вехой в истории подготовки физкультурных кадров являются 20-30-е годы XX века. В это время была организована «Барнаульская городская организация физкультуры», председателем которой стал один из видных на тот момент просветителей – гражданин Жабрев.  

С целью повышения качества преподавания физической культуры и спортивной подготовки населения в 30-х годах начинают функционировать систематические курсы по подготовке физоргов и инструкторов для коллективов физической культуры региона. Увеличение числа квалифицированного кадрового состава специалистов физической культуры на Алтае шло в ногу с быстрыми темпами Всесоюзного спортивного движения, что в свою очередь способствовало возникновению множества крепких и массовых добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Буревестник», «Локомотив», «Учитель», «Красное Знамя», «Рот- Фронт» и др.

В 1927 году Государственный учёный совет разработал первые единые школьные программы физического воспитания, а уже на следующий год физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. С 1930 года оно стало обязательным предметом во всех вузах страны. В университетах и институтах были созданы кафедры физического воспитания и спорта. Введение новой дисциплины в учебных заведениях потребовало подготовки новых педагогических кадров – специалистов в области физического воспитания.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война внесла серьезные коррективы в характер физкультурно-спортивной жизни страны. Элементы военной направленности становятся основными как в спортивных состязаниях, так и в школьной программе по физической культуре.

В годы Великой Отечественной войны на территории Алтайского края проводилась очень большая работа по подготовке и сдаче норм на значки по комплексам ГТО («Готов к труду и обороне») и ПВХО («Противовоздушная и противохимическая оборона»), а также «Ворошиловский стрелок» и «Боец-парашютист». Кроме того, готовили спортсменов-разрядников и общественных инструкторов.

Несмотря на столь сложные обстоятельства, возникшие в военный период в плане экономической и политической обстановки, просвещение в области физической культуры в стране и на Алтае не только не стояло на месте, но и развивалось, крепло и принимало все более прогрессивный характер.

История физкультурного просвещения на Алтае в первой половине XX века имела принципиальное значение как в контексте общего просвещения и воспитания, так и в рамках культурного становления общества.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.