Совет Федерации намерен обратиться к Правительству РФ с призывом увеличить финансирование сельских территорий
Совет Федерации намерен обратиться к Правительству РФ с призывом увеличить финансирование сельских территорий в связи с тем, что в начале реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривалось значительно большее выделение денежных средств из федерального бюджета. Насколько изменится финансирование данной программы разбиралась старший преподаватель кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Татьяна Валецкая.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» была разработана по поручению Президента РФ и утверждена постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года №696. Срок ее реализации: 2020-2025 годы. Согласно данному Постановлению, финансирование предусматривалось как из федерального бюджета (свыше 35% всех финансовых средств), так и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также средств из внебюджетных источников. При этом на 2021 г. планировалось выделить 160,6 млрд. руб., на 2022 г. – 193,1 млрд. руб., на 2023 г. – 201 млрд. руб. Однако в федеральном законе о федеральном бюджете на 2021 - 2023 годы на мероприятия государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» предусмотрено выделение лишь 30,9 млрд. руб., 31,5 млрд. руб., 31,5 млрд. руб. соответственно, что составляет от 15 до 19%. Совет Федерации предлагает Правительству обеспечить финансирование комплексного развития села в первоначально запланированных объемах.
Заместитель Министра финансов РФ Ирина Окладчикова отмечает, что мероприятия данной программы направлены на обеспечение сельских жителей жильем, инженерной и социальной инфраструктурой, объектами транспортной доступности и другое. При этом аналогичные задачи содержатся в отраслевых государственных программах для развития образования, здравоохранения, транспорта. «Важно, что отраслевой принцип финансирования обеспечивает комплексную реализацию мероприятий», - подчеркнула замминистра, практически обозначив, что остальная часть средств поступит на развитие сельских территорий в рамках других государственных программ и национальных проектов.
Кроме того, выделение бюджетных ассигнований на финансирование данной программы, запланированное в Федеральном законе от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» по различным подпрограммам снижается по сравнению с 2020 г. (Таблица1).
Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на реализацию программы, млн. руб.
Разделы бюджета |
Подразделы бюджета |
ФЗ №380 от 02.12.2019 |
ФЗ №385 от 08.12.2020 |
||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
||
Национальная экономика |
Сельское хозяйство |
888,6 |
943,2 |
164,6 |
165,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Жилищное хозяйство |
1 002,3 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
Коммунальное хозяйство |
2 525,9 |
666,4 |
0 |
0 |
|
Благоустройство |
4 021,9 |
2 000 |
700 |
500 |
|
Другие вопросы в области ЖКХ |
2 800 |
2 150 |
1 700 |
1 750 |
|
Образование |
Другие вопросы в области образования |
75,6 |
150 |
158,7 |
174,9 |
Социальная политика |
Социальное обеспечение населения |
2 575,9 |
4 832,2 |
8 564,4 |
12 131 |
Межбюджетные трансферты |
Прочие трансферты |
12 030,9 |
12 387,9 |
12 009,4 |
8 376,2 |
В рамках государственной программы выделены следующие подпрограммы «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях», «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» и «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» финансирование которых распределено по пяти функциональным разделам федерального бюджета. В 2021 г. планируется увеличение расходов в рамках раздела Национальная экономика на 6,1% в сравнении с 2020 г. для финансирования подпрограммы «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», также наблюдается увеличение практически в 2 раза по разделу Образование, на 87,6% - по разделу Социальная политика и на 3% по разделу Межбюджетные трансферты.
В то же время снижается финансирование из федерального бюджета по разделу Жилищно-коммунальное хозяйство по всем представленным подразделам. В рамках подраздела Коммунальное хозяйство практически в 2022 г. прекратится финансирование подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», в том числе и ведомственного проекта «Развитие инженерной инфраструктуры». Практически на 50% сократится финансирование в рамках этой же подпрограммы ведомственного проекта «Благоустройство сельских территорий» и на 23% произойдет сокращение финансирования подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», в том числе ведомственного проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений». Снижение финансирования из средств федерального бюджета не означает прекращение реализации подпрограмм и ведомственных проектов, необходимые средства будут выделяться из других источников финансирования.
Таким образом, Министерство финансов РФ при планировании федерального бюджета снизило объемы финансирования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» мотивировав, что сельские территории финансируются в рамках других программ и частично перекладывает ее финансирование на субъекты РФ.