«Стратегия развития управления в эпоху персонализации»: обзор площадки «Современные технологии и подходы к организации профессиональной ориентации школьников»
13 марта в Алтайском филиале РАНХиГС состоялась экспертная дискуссия на тему «Современные технологии и подходы к организации профессиональной ориентации школьников». Её целью стало обсуждение эффективных подходов к организации профориентационной работы в условиях персонализации образования.
Участие в обсуждении приняли руководители муниципальных органов управления образованием и руководители образовательных организаций. Модератором встречи выступила Елена Алексеевна Петрова – президент Академии имиджелогии, декан факультета психологии, заведующая кафедрой социальной, общей и клинической психологией РГСУ, д.псх.н., профессор.
В рамках дискуссии она представила доклад на тему «Актуальные проблемы профессионального ориентирования и трудовой мотивации».
«Для решения проблем профориентации в России необходимо сформировать сообщество профессионалов (профконсультантов), способных сочетать в себе профессиоведческую компетентность, знание современных технологий профконсультирования и обладающих компетенциями в области специальной психологии», – высказала мнение модератор.
«На меня произвели впечатления слова Елены Алексеевны о том, что профориентационное консультирование – это длительный процесс, который должен занимать не менее 30 часов. Но лучше абитуриенту потратить эти часы сейчас, чем потом всю жизнь заниматься не своим делом, – рассказала Ирина Витальевна Исакова – руководитель проекта «Школа больших возможностей», начальник отдела профориентационной работы и связей с общественностью Алтайского филиала РАНХиГС. – Также важным для школьников я считаю совет модератора сначала определиться со своими предпочтениями и интересами, затем обозначить для себя образ будущей профессии и только после этого выбирать подходящий вуз».
Сама Ирина Витальевна презентовала доклад «Школа больших возможностей» как технология построения профориентационной работы вуза», рассказав об особенностях проекта филиала.
Напомним, «Школа больших возможностей» – это проект для старшеклассников, в рамках которого они детально знакомятся с будущей профессией и готовятся к экзаменам. В программе курсов профтестирование, деловые игры и психологические тренинги, мастер-классы, круглые столы, консультации к ЕГЭ и многое другое. Это уникальная образовательная площадка для формирования «Президентского резерва» – будущих студентов Президентской академии, целенаправленно выбравших вуз.
«Ранняя профессиональная ориентация как площадка получения новых образовательных результатов» – с такой темой выступила Елена Александровна Маслова – заместитель директора МБОУ «СОШ №53» г. Барнаула. В своём докладе Елена Александровна упомянула о профильных классах – кадетском и инженерном, основанных на базе школы. Профориентационная работа в образовательном учреждении заключается в проведении мероприятий с участием экспертов. К примеру, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Алтайского филиала РАНХиГС Юрий Леонидович Бойко ведёт у учеников МБОУ «СОШ № 53» уроки криминалистики.
Татьяна Александровна Бражникова – заместитель директора МБОУ «Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова» Косихинского района – затронула проблему сетевого взаимодействия как перспективного направления организации профильного обучения в сельской школе.
Саадат Нурлановна Шерматова – ведущий специалист отдела качества образования КНУ им. Ж. Баласагына, секретарь учебно-методического объединения Министерства образования и науки Кыргызской Республики – выступила с докладом «Взаимосвязь образовательных организаций со стейкхолдерами как фактор повышения качества образования».
Илья Васильевич Бень – заместитель директора Центра занятости населения управления социальной защиты населения по г. Барнаулу – подготовил обзор профориентации в деятельности службы занятости на примере центра. В частности, в презентацию Ильи Васильевича были включены вопросы профориентационных экскурсий на предприятия, летней занятости подростков и применения электронных ресурсов в профессиональной ориентации.
Участники экспертной дискуссии рассмотрели международный опыт в профессиональной ориентации молодёжи и инновационные технологии профориентации в образовательных организациях регионов. Кроме того, были затронуты вопросы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, профориентации в деятельности служб занятости и межведомственного взаимодействия в сфере профориентации.
Фотоотчёт с пленарного заседания
Фотографы: Арина Лагуткина, Анастасия Воронина, Анастасия Голубенко, Мария Гончарова, Екатерина Ворстер, Виктория Братенькова, Лев Моор, Илья Дударев, Александра Палатова, Наталья Дериземля и Мария Пикуль