И зайца можно научить играть на барабане!
О преподавателе математики Алексее Владимировиче ЗЕНКОВЕ во время его работы в Алтайском филиале Президентской Академии ходили легенды. Мало находилось студентов, у которых не было бы своей страшной или смешной истории, связанной со сдачей экзамена по дисциплине, названной однажды царицей наук. Сам Алексей Владимирович считал, что все эти «истории», особенно страшные – от лени. А математика по силам каждому. Вот что он рассказал о себе, своих принципах и о студенческих шпаргалках.
– После окончания средней школы я поступил на математический факультет. Математика привлекала меня своей внутренней логикой, и я не исключал возможности ее выбора в качестве будущей профессии. После окончания университета я начал преподавательскую деятельность. Должен заметить: что 20 лет назад, что сейчас, атмосфера в студенческой среде не меняется – примерно те же проблемы, переживания, страхи. Если говорить о математической силе нынешнего поколения, то, увы, она существенно понизилась – то, что раньше было для большинства общим местом, теперь – открытие.
…Конечно, способности и начальные возможности у всех разные, и поэтому стартуют ребята с разных позиций. Но я уверен, что и зайца можно научить играть на барабане. Поэтому для меня очень важна динамика математического роста студента. Человек должен совершить усилие и получить свой результат. Пусть на фоне других он будет не столь впечатляющим, минимальным, но он должен быть! Для меня это принципиальный момент. А вот «совершить усилие» многие почему-то не могут (или не хотят) и, как мне кажется, именно в этом «тяжесть» математики. Отсюда мой совет всем студентам, приходящим на 1 курс: начинайте работать сразу, с первого семинара.
…Иногда студенты мне говорят: мол, нам это все не надо и никогда не пригодится. Вероятнее всего, это так. Но, например, есть учебный план (вполне официальный документ), и поэтому могу сказать: если вы сегодня не сдадите математику, то завтра не получите диплом. Вот и все. Если говорить по существу, то математика – один из немногих предметов, может быть, наряду с философией, который оттачивает логическое мышление. А это, на мой взгляд, пригодится всегда!
…Еще не так давно сдача экзамена «на слезах» или еще каким-то подобным способом была исключена. Но все течет, все изменяется, и сегодня иногда готов пожалеть человека, когда вижу, что ситуация, действительно, очень сложная. Но, тем не менее, уж совсем «закрыв глаза» я никогда зачет не поставлю!
…Я мало помню каких-то курьезных историй, которые происходят у меня на экзаменах, это больше студентам, конечно, в память западает. Но один случай могу рассказать. Он произошел на экзамене. Студентка собралась идти отвечать – вроде бы все нормально. Но в самый неподходящий момент какой-то где-то механизм отказал и…тут у нее из под юбки вываливается куча шпаргалок. Конечно, сдавала она уже в другой раз. Сейчас, при встрече, мы вспоминаем этот, теперь уже смешной, случай. Надеюсь, что у нас со студентами, несмотря на иногда возникающие сложности с учебой, сохраняются хорошие отношения!