Наши студенты, конечно, уже взрослые, но для меня они – дети!
Начальник учебно-методического отдела Надежда Александровна БОРЩЕВА не просто знает всех «очников» в лицо и по имени. Она может без подготовки рассказать содержание зачетной книжки любого студента и с легкостью вспоминает нюансы успеваемости тех, кто уже выпустился пару лет назад. В силу специфики своей работы Надежда Александровна больше общается с теми ребятами, которые имеют проблемы с учебой, – иначе говоря, с двоечниками. Вот что она рассказывает о тонкостях своей работы, о взрослых детях и их родителях, а также о том, как далось собственное обучение в Академии, завершившееся чуть меньше года назад.
– Я пришла работать в Академию на должность администратора учебного отдела четыре года назад. Первые месяцы мне было очень тяжело: огромный поток информации и людей, с утра до вечера идущие с разнообразными вопросами студенты…Постепенно в голове все по полочкам разложилось, и теперь могу решать одновременно по пять вопросов. Но это не значит, что работа у меня легкая! В ней масса сложностей и нюансов, но точно могу сказать, что я ее люблю.
…Не бывает студента, который чем-то бы не отличался от остальных, у каждого есть свои особенности, свои достоинства и недостатки. Кто-то умничка и золотко в смысле учебы, кто-то учится не очень хорошо, но блещет в общественной жизни. Есть ребята, которые отличаются готовностью в любой момент помочь…Каждый мне дорог, я всех наших ребят люблю. Но в силу особенностей работы я больше общаюсь с проблемными студентами, и потому знаю их ближе. С отличниками все просто: они себе учатся спокойно и все. А вот двоечники – это ежедневная работа. Пересдачи, допуски, напоминания, «вразумительные беседы», иногда – даже слезы и обиды. Я ведь в особо критические моменты всегда звоню родителям – не для того, чтобы пожаловаться на ребенка, а чтобы попросить содействия, «придать ускорения». Дети, конечно же, просят не звонить: мол, мы же взрослые и сами со всем разберемся! Но, хоть они и взрослые, и у многих уже свои семьи есть, а для меня они – дети. И я четко понимаю, что родители должны быть в курсе проблем своего ребенка. Поэтому я мольбы не слушаю, а звоню, за что дети на меня обижаются порой. Каждый звонок маме или папе – это психологически тяжелый момент для меня. Часто бывает, что дома у студента проблемы, сказывающиеся на успеваемости, или этими проблемами только пытаются объяснить лень ребенка: по-разному бывает. В любом случае, разговор нелегкий, но обычно родители меня благодарят за звонок. Лучше узнать о проблеме, когда есть время для ее решения, а не когд ребенка уже отчислят.
…Такое количество «детей», как у меня, во многом дисциплинирует и накладывает определенный отпечаток на мою личную жизнь. Бывает, студенты мне звонят в нерабочее время: ситуации же разные бывают. Это не всегда удобно, но я не могу их бросить и попросить обращаться с 8 до 17.00. Если помощь нужна сейчас, стараюсь помочь сейчас. Ведь за каждого я несу ответственность! За некоторых, причем, двойную: в 2012 году я стала куратором одной из групп 1 курса. Я, конечно, и раньше ходила с ребятами на разные мероприятия, сейчас это просто получило некий официальный статус. Но все равно: ребята из этой группы, мне кажется, чувствуют, что я к ним более требовательно отношусь, чем к остальным.
…Когда перед началом учебного года я вклеиваю фотографии первокурсников в студенческие билеты, я мысленно прикидываю, кто из них что собой представляет. Обычно я оказываюсь права в своих ощущениях, но есть случаи, когда я кардинально ошиблась. Например, как-то я увидела фотографию мальчика с короткой, характерной такой стрижкой, в татуировках, цепях и майке, решила: ну, этот точно учиться не хочет, до первой сессии, скорее всего, не дотянет. А, как выяснилось, парень золотой, почти образцово-показательный! Он и сам понимал, что фотография жуткая, и потом сам решил ее сменить. Естественно, студенческий испортил, пришлось делать дубликат.
…Я всегда хотела быть юристом, но после школы у меня не получилось направиться по этой стезе. Придя работать в Академию, я решила все же воплотить детскую мечту – и пошла получать второе высшее образование. При этом не планировала строить карьеру в этом направлении – пошла исключительно из интереса к юриспруденции.
Многие думают, это очень легко и здорово: учиться там, где работаешь. Определенные плюсы, безусловно, есть: например, никуда ехать не надо, заканчиваешь работу и сразу же оказываешься на занятиях. Но при этом я из-за работы не могла посещать некоторые пары, на которые очень стремилась попасть. А самое главное – это ответственность, которая не позволяла мне расслабиться ни на секунду. Что такое для обычного студента защита диплома? «Пять минут позора» – и ты дипломированный специалист. Я же отправилась учиться у своих коллег, которые по моей работе знают меня как компетентного специалиста. И поэтому оказаться невеждой мне было бы крайне стыдно, я не могла себе такого позволить, и пришлось учиться «на отлично»! И все сама, ни разу не попросила преподавателей «по-свойски» закрыть на что-то глаза, поставить оценку «просто так». Мне было бы стыдно потом всю жизнь!