Как запомнить материал в сжатые сроки? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Как запомнить материал в сжатые сроки?

Как запомнить материал в сжатые сроки?

Память – человеческий инструмент номер один, который используется каждую секунду. Мы можем запомнить песню, услышанную краем уха, какой-нибудь странный факт и даже воспроизвести эту информацию без малейших усилий. Но когда дело касается чего-то по-настоящему важного: билета, который нужно выучить перед экзаменом, текста собственной презентации или новых слов на иностранном языке, на месте необходимой информации в памяти образуется «провал».

Сотрудники Психологического центра Алтайского филиала РАНХиГС решили поделиться секретами и ответить на главный вопрос всех студентов и школьников накануне экзаменов: как запомнить материал в сжатые сроки?

Попробуем разобраться, как можно помочь себе запоминать материал в сжатые сроки и победить забывание. Каждый человек имеет индивидуальные отличия: он обладает своим типом памяти, который дается при рождении и остается с нами на протяжении всей жизни. Высоких результатов можно добиться в зависимости от типа памяти.

Выделяют четыре основных типа памяти: слуховой, зрительный, тактильный и эмоциональный. Помимо них существуют и другие сложные виды, которые влияют на процесс запоминания, и, если информация поступила в мозг неправильным способом, в памяти она не сохранится.

  • Повторение

Если в запасе достаточно времени, то повторять информацию стоит через определенные промежутки: через 15-20 минут после занятия, через 2 часа, через сутки или на следующий день, через 3 дня, неделю и т.д., постепенно увеличивая интервал. Если времени осталось мало, достаточно повторить информацию через час, 3 часа и на следующее утро. Троекратное повторение при нормальной памяти способно обеспечить практически гарантированное запоминание.

  • Понимание и структурирование

Мозг лучше запоминает информацию, если она учится осознанно и осмысленно. Прежде чем заучивать, подготовьте информацию: уберите лишнюю «воду» и «цветастые» выражения, которые оттягивают внимание, но не несут дополнительной смысловой нагрузки. Переложите информацию материала в вид таблицы или диаграммы, добавьте визуальное сопровождение, схемы или выделите цветом, чтоб сразу заметить главное.

Если у вас большой объем информации, которую нужно усвоить, разделите ее на блоки. Каждый блок необходимо изучать отдельно, постоянно изменяя локацию: первый блок учите в одной комнате, второй блок – в другой и т.д.

При необходимости запомнить огромный объем разрозненной информации по разным предметам старайтесь чередовать ее. Лучше всего чередовать подготовку, например, 30 минут заниматься литературой, 30 минут – тестами по физике.

  • Ассоциации

Это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Например, вы учите иностранные языки. Подумайте, с чем ассоциируется у вас это слово, а потом вспомните его значение. Используйте ощущения, вкусовые, зрительные и тактильные ассоциации.

  • Приемы мнемотехники или мнемоники

Мнемоника позволяет ускорить запоминание и при этом снизить скорость забывания информации. Это происходит благодаря тому, что в ходе мнемотехник мы выстраиваем ассоциативные цепочки и встраиваем информацию в уже существующую систему памяти. Одна из самых известных «мнемонических» фраз – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  • Метод историй

Суть этой техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий: чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдет в память.

  • Мнемокомната или метод мест

Метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, а при подготовке к выступлениям прогуливался по дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты выступления.

Запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Главное – определить последовательность «обхода» комнаты и порядок мест, на которых будет размещена информация.

  • Подходите к изучению с позиции наставника

Процесс запоминания оказывается более эффективным, если вы объясняете или пересказываете полученную информацию кому-либо, даже самому себе. Объясняйте или пересказывайте изученное, старайтесь говорить громко, с чувством и интонацией – это поможет подключить эмоциональное восприятие и быстрее запомнить материал.

  • Вложите в изучение больше эмоций

Если вы наполните материал эмоциями, вам будет легче воспроизвести и вспомнить его на экзамене. Чем больше эмоций у вас вызывает та или иная информация, тем быстрее она врезается в память. Именно поэтому стоит пытаться запомнить большой объем данных необычными способами и в необычных местах.

  • Метод «жёлтого маркера»

Пишите конспекты или выделяйте самую важную информацию в тетрадях, распечатанных листах, книгах и методичках. Метод «желтого маркера» основан на том, что мы гораздо лучше запоминаем данные, которые выделяются на фоне остальных. Он идеально подходит для структурирования и последующего запоминания большого объема информации.

  • Умение запоминать с помощью моторной памяти

Во время записи информации под диктовку человек пытается всячески перефразировать услышанное и перенести свои мысли на бумагу, быстро выделив при этом главное. Мозг вовлекается в этот процесс все больше и больше, и моторная память начинает работать отдельно от него, «на автомате». Чем больше человек пишет текстов под диктовку, тем лучше развивается его способность запоминать большие объемы информации в сжатые сроки.

  • «Шпаргалка»

Самый проверенный метод запоминания, который предусматривает сокращение нужного материала до сути вопроса и включает в себя только самое главное. При написании шпаргалки включаются те отделы головного мозга, которые отвечают за зрительную память, особенно если шпаргалка пишется сознательно, а пишущий ее очень внимателен и сосредоточен.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.