Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин предложил провести оптимизацию штата госслужащих
На сайте Правительства РФ появилось сообщение о реформе госаппарата. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление от 16 ноября 2020 года №1829, №1830. Об этом он сказал на оперативном совещании с вице-премьерами 16 ноября 2020 года. Так, согласно принятому решению, штаты центральных аппаратов федеральных органов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов – на 10%. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления, к. псх. н. Алтайского филиала РАНХиГС Наталья Ломова прокомментировала грядущую реформу госаппарата.
Понятие «оптимизация» не столь новое для России. Оно появилось в ходе административной реформы. В результате реализации начального этапа административной реформы были созданы необходимые предпосылки для комплексной модернизации всей системы государственного управления. И сделано было достаточно много.
Проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано почти 6 тысяч функций, из них около 1,5 тысяч были признаны избыточными, более 200 – дублирующими, порядка 900 требовали изменения.
В результате была проведена работа, связанная с регламентацией деятельности федеральных органов исполнительной власти, работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Были разработаны Типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, введены должностные, административные регламенты, отдельные функции контроля переданы в частный сектор (экспертиза, испытания, исследования) и т.д.
Но в последние годы оптимизация государственной службы стала однозначно пониматься как сокращение штатов. Учитывая не очень положительное отношение в целом к власти решение о сокращении штатов государственных служащих населением безусловно воспринимается как правильное. Но возникает вопрос: так ли на самом деле? Уж коли в основе этого решения стоит проблема сокращения бюджетных средств на содержание аппарата, то не пришла ли пора пересмотреть подходы к формированию денежного содержания как государственных служащих, так и лиц, замещающих государственные должности. Много лет идет разговор о большом разрыве в заработных платах в том числе и государственных служащих. Учитывая, что данные эти сегодня не представляют большого секрета, т.к. декларации опубликованы на официальных сайтах органов власти, любой гражданин может сравнить их со своей заработной платой. И получается печальная картина. В 2019 году годовой доход некоторых лиц, замещающих государственные должности федерального уровня, перевалил далеко за 100 млн. рублей. На мой взгляд, подойти к проблеме с этой стороны было бы более правильно.
И не могу не сказать об органах местного самоуправления. Будет очень жаль, если эта кампания коснется и их, а она коснется обязательно, ведь плановые цифры по сокращению аппарата уже обозначены. Это люди, которые работают «на земле», решают конкретные проблемы жителей. Нагрузка на них, как физическая, так и моральная, достаточно велика. Можно ли будет качественно выполнять те обязанности, которые лягут дополнительно? Вряд ли.
В федеральных министерствах идет работа по совершенствованию систем оплаты труда чиновников. Сообщения об этом появляются в СМИ с завидной регулярностью, но, к сожалению, никто пока не задумывается о том, на кого лягут дополнительные обязанности, как изменится функционал «уцелевших» после реформы чиновников. Это достаточно серьезная проблема и решить ее с налета вряд ли возможно. Учитывая предельно сжатые сроки, обозначенные Председателем Правительства, сегодня пока никто этим не озаботился. Но невозможно постоянно увеличивать функционал. Физические и психические возможности человека не безграничны. Поэтому, думаю, что через непродолжительное время сработает небезызвестный закон С. Паркинсона по поводу роста численности управленцев.
Есть еще одна проблема, которую необходимо решать в рамках оптимизации деятельности управленческих структур. Это разросшийся до невообразимых размеров документооборот. Разные ведомства, а иногда и одна и та же организация, запрашивают одни и те же данные, но по разным формам отчетности. И эта техническая работа часто занимает большую часть времени служащих. Возникает вопрос, а для чего же тогда нужна цифровизация управления, на которую, кстати, тоже выделяются весьма немалые денежные ресурсы.
Я постаралась обозначить проблемы, решение которых не требует дополнительных денежных ресурсов, а только определенных организационных мер и волевых управленческих решений. И может быть эффект от этих мер был бы тоже весьма заметен.