Эксперт: «Кто виноват в конфликте?»
Преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, к. соц. н., сертифицированный медиатор Ян Меженин рассказал, кто обычно виноват в конфликте.
Этот вопрос я часто слышу от слушателей и студентов, которые обучаются медиации и управлению конфликтами. Иногда его задают, чтобы быстро назначить виноватого и, возможно, очистить свою совесть или оправдать бездействие. Однако, действительно ли существуют критерии вины и даже степени вины? Конфликт - это противоборство сторон. Можно ли сказать, что только одна (виноватая) сторона устроила конфликт, а вторая действовала только позитивно? Я с таким не сталкивался, исключая единичные случаи откровенной провокации конфликта, но и тут не так все однозначно. Обычно конфликт — это последовательность взаимных действий, направленных против друг друга. Эти действия зачастую начинаются намного раньше, чем люди обнаруживают несовместимость интересов (усмешка, вздох, разговоры вслух с самим собой при человеке, от которого мы ждем активных действий и т.д.).
Кто больше виноват в опоздании на поезд по причине позднего выхода из дома, взрослый или ребенок? В том, что задание было понято неверно, виноват начальник или подчиненный? А в неправильном управленческом решении — компетентный или некомпетентный? Более опытный, знающий, образованный и т.д. всегда имеет в своем арсенале больше возможности выбора методов, вариантов решения конфликта.
Ответственность за случившийся конфликт лежит на обоих участниках, а в том, что конфликт развивается неконструктивно в большей степени (минимум 51-49%) виноват тот, кто умнее.