Экспорт несырьевых неэнергетических компаний в 2020 году поставил рекорд
В послеперестроечный период, фактической смены государственно-политической формации и экономического уклада, Россия столкнулась с проблемами восстановления государственности, суверенитета, социальной сферы, разрушенной экономики и других проблем.
В тот же период многие развитые страны смогли осуществить научный и технологический прорыв. Восстановление в государстве требовало значительных финансовых и материальных ресурсов.
В этих условия значительным подспорьем являлась выручка от экспорта. На протяжении многих лет считалось, что основными экспортными товарами России, имеющими спрос на внешних рынках, являются сырая нефть, газ, уголь, руда и древесина. Однако, существующий научно-технический задел СССР и современный потенциал России позволили руководству страны, научным и производственным коллективам, гражданам страны определить во многих отраслях устойчивую тенденцию роста. На первоначальном этапе были максимально задействованы возможности сырьевого и энергетического экспорта. Параллельно разворачивалась работа по организации производства несырьевых товаров, наукоемкой продукции и услуг.
В настоящее время удалось осуществить комплекс мер, позволивший создать и развивать современные производства, обеспечившие конкурентоспособные и экспортные возможности многих российских товаров.
Экспорт России в январе-декабре 2020 года составил 338,2 млрд долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2019 года сократился на 20,7%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 85,6%, на страны СНГ – 14,4%.
Основой российского экспорта в январе-декабре 2020 года традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 49,6% (в январе-декабре 2019 года – 62,1%).
Снизились физические объемы поставок электроэнергии – на 39,6%, керосина – на 16,7%, нефти сырой – на 11,4%, газа природного – на 9,7%. В общем стоимостном объеме экспорта доля металлов и изделий из них в январе-декабре 2020 года составила 10,4% (в январе-декабре 2019 года – 8,9%).
Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-декабре 2020 года составила 8,8% (в январе-декабре 2019 года – 5,9%).
Возросли физические объемы экспорта свинины свежей и мороженной в 2,2 раза, мяса свежего и мороженного – в 1,9 раза, масла сливочного – на 59,0%, мяса домашней птицы – на 40,2%, молока и сливок – на 36,8%, пшеницы – на 20,9%, сыров и творога – на 11,9%, рыбы свежей и мороженной – на 8,5%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-декабре 2020 года составила 7,1% (в январе-декабре 2019 года – 6,4%).
Также, по данным РЭЦ («Российский экспортный центр) российский экспорт несырьевых неэнергетических товаров в прошлом году поставил рекорд. По итогам 2020 года мы достигли психологической границы в 161,3 млрд долл. экспортных поставок, что выше, чем в 2018 ($154,3 млрд) и 2019 (155,1 млрд) годах. Основную часть структуры несырьевых неэнергетических товаров сформировали металлопродукция (20,8%), продукция машиностроения (17,7%), продовольствие (17,3%) и химические товары (16%).
Больше всего товаров несырьевых неэнергетических товаров Российские экспортеры поставили в:
- Китай (16 369 млн долл.);
- Казахстан (12 284 млн долл.);
- Белоруссию (9 368 млн долл.);
- Турцию (8 148 млн долл.);
- Нидерланды (6 237 млн долл.).
В экспорте агропромышленного комплекса наибольший рост показали экспортеры пшеницы (экспорт вырос более чем на 1,8 млрд долларов) и подсолнечного масла (более чем на 600 млн долларов). Аграрии собрали второй в истории урожай зерна, а из-за пандемии, многочисленных локдаунов и карантинных мер обострилась проблема снабжения продовольствием.
Национальной целью развития экспортной конкурентоспособности на следующие 10 лет (к 2030 году) становится достижение 70 процентного прироста объема несырьевого неэнергетического экспорта. Одна из задач нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) – рост доли малых предприятий-экспортёров с 8,6 до 10%.
Для увеличения количества таких компаний в регионах на базе центров «Мой бизнес» создаются Центры поддержки экспорта (ЦПЭ). В них предприниматели могут получить финансовую и нефинансовую поддержку, позволяющую увеличить географию поставок и расширить бизнес. Они помогают не только принять участие в зарубежных выставках, но и получить самые разные услуги вплоть до юридического и лингвистического сопровождения экспортных контрактов и логистической поддержки.
Для достижения максимальной эффективности в продвижении МСП на зарубежные рынки ЦПЭ тесно работают с «Российским экспортным центром (РЭЦ).
РЭЦ (АО «Российский экспортный центр) — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, под управлением ВЭБ. ВЭБ РФ консолидирует группу компаний, предоставляющих российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Он помогает частным фирмам продвигать российские товары и услуги за границей: организует их участие в выставках, предлагает субсидии и льготы, проводит образовательные программы и многое другое. Полный список способов поддержки приведен сайте РЭЦ.
Многие госпрограммы поддержки предпринимательства в России ориентированы на узкую специализацию или сферу услуг компании. Например, Фонд развития интернет-инициатив работает только с ИТ-стартапами, а Фонд Бортника ранжирует компании по выручке, времени существования и специализации.
На поддержку РЭЦ могут претендовать как маленькие компании и стартапы, так и гиганты отраслей. На сайте РЭЦ указано, что большинство их клиентов — небольшие компании из регионов.
Ангелина Сорокина
преподаватель кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС.