Перспективы экономики России зависят от доверия к вакцине и роста цен на нефть
В конце 2019 года мало кто представлял, какую смертельную опасность, какие разрушительные последствия в социальной и экономической сферах повлечет за собой нарождающаяся пандемия коронавируса. Но, уже в первом квартале 2020 года большинство мировых аналитических центров констатировали, что пандемия коронавируса нанесла мощнейшие удары практически по всем экономикам мира.
В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 года, наблюдались рекордные темпы падения ВВП. Так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г. ВВП еврозоны в апреле - июне составил -15,0% г/г.
В обзоре от 26 января 2021 года (INTERFAX.RU) – МВФ улучшил прогноз роста ВВП России в 2021 году до 3%. Ожидается, что в 2022 г. рост ВВП в России ускорится до 3,9%.
Минэкономразвития РФ прогнозирует рост российской экономики в текущем году на 3,3%, а действующий прогноз ЦБ РФ – рост в интервале 3-4%. Мировая экономика, по мнению МВФ, вырастет в 2021 году на 6% и 4.4% в следующем году (Вашингтон, 6 апреля, ТАСС).
По данным Правительства РФ, Росстата, ЦБ РФ и Счетной палаты, в 2020 году доходы федерального бюджета оказались ниже прогнозируемых на 1,871 трлн, так как нефтегазовые доходы были исполнены на 2,288 трлн. меньшее, а ненефтегазовые – на 0,417 трлн. больше.
Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью. ВВП РФ по итогам 2020 г. сократился на 3,1%.
Поведение основных экономических показателей было нестандартным для кризисного года:
- в апреле 2020 года цена на нефть марки «Юралс» достигла исторического минимума – 16,3 доллара США за баррель (по итогам года – 41,4 доллара США);
- на динамику промышленности оказывал влияние не только локдаун, но и ограничения добычи нефти в рамках ОПЕК+;
- ускорилась инфляция. Если в октябре 2020 г. она составляла 3.99%, то в марте 2021 г. – 5.79%;
- повысились месячные темпы роста цен на большинство товаров. Так, рост цен в марте 2021 г. по отношение к марту 2020 г. составил: по продовольственным товарам 7.58%, непродовольственным товарам (без нефти) – на 5.99%, в т.ч., на компьютеры - 3.89%, бытовую технику – 4.05%, бензин – 5.22%, мебель – 7.73%, автомобили – 9.01%, стройматериалы – 9.36%;
- по итогам выборочного обследования рабочей силы в феврале 2021 г. численность рабочей силы составила 75.0 млн. человек, или 51 % от общей численности населения страны, в их числе 70.8 млн. человек были заняты в экономике и 4.2 млн. человек не имели занятия (безработные – 5.4%);
- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,5%) происходило на фоне роста реальных зарплат и пенсий;
- из-за более жестких и продолжительных ограничений больше всего в 2020 году пострадала сфера услуг (за год снижение платных услуг населению составило 17,3%).
Стремительно нарастающий ком проблем в экономике и социальной сфере, связанных с пандемией потребовал от всех уровней власти незамедлительного обеспечения круга вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан на всей территории России.
В короткие сроки были мобилизованы возможности санитарно-эпидемиологической службы страны. Перестроена за счет существующей базы и наличия высококвалифицированных специалистов система здравоохранения, образования, соцобеспечения, банковского и финансового сектора.
Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий.
Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения. Жесткие ограничения, введенные в России, позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.
Ключевым документом, определившим комплексную стратегию преодолению последствий пандемии, стал «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (одобрен Правительством РФ 23.09.2020) – далее Общенациональный план. Цель – выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения.
Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года):
- устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
- снижение безработицы до уровня не более 5%;
- выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
В этих целях предлагается решение следующих задач:
1) Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
- рост реальной заработной платы на уровне не менее 2% в годовом исчислении;
- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему году;
- рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;
- рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
2) Восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства с восстановлением численности МСП и темпами роста оборота выше темпов роста экономики в целом.
3) Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата с ростом инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
4) Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации с ежегодным ростом численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.
5) Увеличение экспорта и развитие импортозамещения с ростом несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% на конец 2021 года:
6) Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
7) Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Согласно оценкам российских экспертов Минфина и МВФ, налогово-бюджетные меры поддержки экономики в России составили около 3,5% ВВП с учетом госгарантий и квазифискальных операций, а с учетом внебюджетных мер — около 4,5% ВВП.
Среди стран G20 («Большая двадцатка»), по расчетам МВФ, Россия занимает третье место с конца по объему антикризисного пакета — ниже только Индонезия и Мексика.
В этой связи, по мере появления позитивных и негативных результатов в работе по восстановлению отраслей экономики, потребуется своевременная корректировка намеченных планов и программ.
преподаватель кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС.