Инновационная Россия: вызовы времени / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС
Алтайский филиал(3852) 503-003
Абитуриенту
Абитуриенту

Инновационная Россия: вызовы времени

Инновационная Россия: вызовы времени

В 2020 году завершилась стратегия Инновационного развития РФ. Сегодня встают вполне логичные вопросы, каково дальнейшее развитие России, каким мы видим ее будущее? Какие вызовы испытывает сегодня Россия, и какие перед ней стоят задачи? На эти вопросы отвечает доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии Всеволод Ильин.

Шестой технологический уклад

Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Технологический уклад (волна) – совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. (Речь идет о цикличности в экономике, известной по трудам  выдающегося отечественного экономиста Н. Д. Кондратьева). Контуры шестого технологического уклада уже начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких, или, как теперь говорят, «высоких технологий». У всех на слуху сейчас био и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика — синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.

В США, например, доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвёртого — 20%. И около 5% уже приходятся на шестой технологический уклад. О шестом технологическом укладе в России говорить рано. Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: чтобы наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап — через пятый уклад. Именно сейчас, на границе двух укладов, происходит «пересдача карт будущего». Решается, какие страны и регионы станут продавцами, а какие - покупателями, кому в ближайшие 40 лет суждено быть ведущим, а кому - ведомым. Именно сейчас мир проходит точку бифуркации, выбирает один из альтернативных сценариев своего будущего развития. Отсюда ясна важнейшая задача российской модернизации – вскочить в последний вагон уходящего поезда VI технологического уклада. Это не вопрос экономической выгоды, это уже вопрос  национальной безопасности. Президент РФ Владимир Путин на итоговой пресс-конференции 20 декабря 2018г. заявил «Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад, без этого у нас нет будущего».

Вызовы новой России

1.Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только государства, являющиеся лидерами в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, а также участники СНГ.

2.Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках до сих пор составляет экспорт традиционных энергоносителей.

3.Усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции, то есть за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем.

4.Изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения, а также проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности в мировом масштабе — вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом. Перечисленные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве. По многим из них в России нет существенных заделов.

Задачи современной России

1.Обеспечение поступательного развития образования и науки. Новые изобретения и инновации стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Скорость их развития и внедрения продолжает увеличиваться. От изобретения автомобиля до его массового использования прошло более 50 лет, в случае с планшетом этот путь был пройден менее чем за три года.  Такое ускорение серьезным образом влияет как на экономический ландшафт, так и на качество жизни общества. Появляются бизнес-модели, которые трудно было предсказать всего 20 лет назад (службы заказа такси, не имеющие в собственности ни одного автомобиля или розничные платформы без единого оффлайн-магазина – этим уже ни кого не удивить). Динамика появления инноваций находит отражение в ускорении роста компаний и завоевания рынка новыми продуктами. Темпы изменений позволяют предположить, что в будущем структура экономики будет динамично меняться: инновационные компании преобразуют целые отрасли и весь экономический ландшафт.

2. Формирование человека нового типа – инновационного. Главная особенность инновационной экономики состоит в том, что она всегда и везде строится от человека как носителя компетенций, творческой и деловой энергии. Именно качество человеческого капитала — а не одно лишь наличие «поддерживающей» инновации инфраструктуры и финансовых ресурсов — определяет успех в построении экономики знаний. Одно из самых доходчивых определений термина «инновации» можно дать через деньги и знания: наука — это когда деньги превращаются в знания, а инновации — когда знания превращаются в деньги. Оба эти процесса подразумевают сложный круговорот идей, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и компетенций, в который вовлекаются самые разные игроки: государство, бизнес, научные организации и учебные заведения. При этом максимальный КПД достигается, только когда возникает самоорганизующаяся инновационная экосистема, где в наличии имеются все ресурсы, необходимые для появления и развития инновационно-технологических компаний, а отношения между многочисленными участниками процесса отлажены и гармонизированы. Ключевое звено такой экосистемы — опять-таки человек. Важно формирование нового типа человека – инновационного. Это квалифицированный, с высоким уровнем самомотивации, предприимчивый, склонный к командной работе и непрерывному обучению. Формирование компетенций такого типа формируется уже со школы. Очевидно, что спрос на высококвалифицированные кадры — как в России, так и во всем мире — неуклонно растет. Как следствие, все более высокие требования предъявляются к эффективности национальных систем образования, выступающих в качестве «фабрик», которые выпускают самый востребованный с точки зрения инновационного развития ресурс — кадровый. Поэтому образование и наука-безусловный фундамент новой инновационной России.

3. Формирование Инновационной инфраструктуры. Построение инновационной экономики невозможно без инновационной инфраструктуры. Под таковой следует понимать не одни лишь материальные объекты в виде зданий бизнес-инкубаторов и технопарков, научного и технологического оборудования и проч. Одно из самых ранних определений «инновационной инфраструктуры», которое можно обнаружить в российском законодательстве, уже дает расширительное толкование: Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» определяет ее как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг». Россия стоит перед серьезными глобальными экономическими вызовами, и от того, как именно она ответит на них, без преувеличения, зависит, останется ли наша страна в числе ведущих мировых держав, и какую геополитическую роль она будет играть в XXI веке. Сама суть экономического соперничества между различными государствами на мировой арене в последние десятилетия значительно изменилась: мы видим (пока — в основном по опыту других стран), какой серьезный импульс способен придать национальной экономике инновационный рычаг. Между тем задача построения инновационной экономики требует решения в первую очередь обозначенных трех задач.

Примечание:

Третья волна (1880—1940) — использование в промышленном производстве электрической энергии, развитие тяжёлого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Распространение радиосвязи, телеграфа, развитие автомобильной промышленности. Образование крупных фирм, картелей, синдикатов и трестов. Господство монополий на рынках. Начало концентрации банковского и финансового капитала.

Четвёртая волна (1930—1990) — формирование мирового уклада, основанного на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Период массового производства автомобилей, тракторов, самолётов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Широкое распространение компьютеров и программных продуктов. Использование атомной энергии в военных и мирных целях. Конвейерные технологии становятся основой массовых производств. Образование транснациональных и межнациональных компаний, которые осуществляют прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятая волна (1985—2035) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, использования новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединённых электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

Хочу здесь учиться!
Абитуриенту
Внимание! Информация была изменена.