От конфликта к сотрудничеству в новых медиа
24 ноября 2021 года состоялся научно-практический семинар, организованный одной из самых молодых кафедр Алтайского филиала РАНХиГС — медиакоммуникаций, русского языка и риторики. Представители медиасферы и академической среды в онлайн и офлайн формате встретились, чтобы обсудить управление коммуникациями в социальных сетях.
Дискуссию модерировал и.о. заведующего кафедрой медиакоммуникаций, русского языка и риторики Алтайского филиала РАНХиГС, к. фил. н. Артем Шмаков.
Лингвистический взгляд на тему «Кризисогены виртуальной коммуникации: онтология и генезис кризисогенности» представила доцент кафедры медиакоммуникаций, русского языка и риторики Алтайского филиала РАНХиГС, к. фил. н. Ирина Качесова. По её словам, речевой кризис коммуникации в соцсетях – это столкновение двух картин мира: «Когда речевой слог, который используется оппонентом не соответствует нашей речевой картине мира, происходит кризис». Преподаватель выделила встречающиеся в медиа изменения в речевой коммуникации. Одно из них — подмена понятий. Так, нередко в интернете человека, подозреваемого в совершении преступления, без вступившего в законную силу приговора суда называют «преступником». Чтобы в ситуации кризиса социальные сети оставались культурными и конструктивными, что-то запрещать, по мнению эксперта, бессмысленно, нужно «лечить» общество, потому что только «здоровое общество может породить здоровое виртуальное пространство».
Для управления конфликтно-негативным контентом в социальных сетях в 2020 году в Алтайском крае был создан Центр управления регионом. Его представитель —руководитель направления «Продвижение» Сергей Бажин – рассказал, почему негативная информация быстро расходится в социальных медиа: «Куда не зайди, негатив плодится, множится. Люди привыкли выплескивать негатив в социальных сетях. Недовольные пишут в паблики, которые за отсутствием эксклюзива тиражируют новость. Блогерам тоже нужно заинтересовать аудиторию, которой хочется эксклюзивной информации. Происходит эффект снежного кома, когда одно цепляется за другое и негативная информация распространяется очень быстро».
Для того чтобы этого не происходило, Центр управления регионом взаимодействует с авторами пабликов, блогерами, выстраивает по каждой конкретной ситуации информационную стратегию, готовит разъяснительную и, самое главное, достоверную информацию и распространяет её, изменяя общественное мнение на позитивное. «Много негатива у людей от непонимания того, что происходит», — заметил спикер.
Команда Центра управления регионом изучает социальные медиа, анализирует и передает нескаженную информацию об общественном мнении власти, чтобы та в свою очередь смогла вовремя отреагировать на проблему. «В соцсетях появилась информация о том, что на какой-то улице нет освещения. ЦУР переадресует сообщение муниципальной власти, дает алгоритм решения вопроса и срок на исправление, и, конечно, контролирует процесс, чтобы результат удовлетворил людей», — привел пример работы структуры Сергей Бажин.
Откуда брать идеи для создания контента и как увеличить количество подписчиков рассказал барнаульский блогер Евгений Леонов. За полтора года его аудитория расширилась с 300 человек до 40 тысяч. Репосты его контента на политическую повестку делали крупные федеральные паблики, а за мемы аккаунты блокировали певица Елена Ваенга, актриса Анна Хилькевич и другие медийные лица. «Путь в блогинг может сложиться по-разному. Можно стать блогером, который всех копирует, грубо говоря, занимается «копипастингом»: украл картиночку – вставил. Меня же вдохновляло делать контент самому, если нужен мем – рисовал мем, иногда писал по пять листов аналитических статей, делал политические обзоры по прошедшим событиям. В конце концов я начал понимать, что моими постами стали интересоваться люди со всей России», — делится Евгений Леонов.
Сегодня блогер ведет несколько пабликов, где освещает события, происходящие в Алтайском крае. «На фоне федеральных новостей наши новости кажутся местечковыми, но на самом деле в крае происходит много чего, что заслуживает внимания», — сказал спикер. Начинающим блогерам Евгений Леонов порекомендовал создавать контент, подходящий для различных соцсетей, мессенджера Telegram. Активную обратную связь дают подписчики, интересующиеся развлекательным и познавательным контентом. А чтобы всегда оставаться интересным своей аудитории, нужно «быть в информационном потоке и оригинально оформлять контент».
Взаимодействие традиционных СМИ с соцсетями подсветил главный редактор «Сибирской медиагруппы» Андрей Никитин. Он предлагает рассматривать социальные сети как дополнительный инструмент для продвижения бренда СМИ и распространения информации: «Без разницы как информация дойдет до человека, главное, чтобы он её увидел». Соцсети кроме того ещё и хорошие инструменты для поиска инфоповодов и сбора сведений о любом человеке.
Главный редактор газеты «САМИ» Наталья Юмашева рассказала, что в редакции ребят стараются обучать не только писать тексты, но и применять мультимедийные средства. К примеру, при создании виртуального музея военной истории «Артек» ребята дистанционно делали интерактивные фотографии, анимацию, таймлайн и др. Помимо этого, главред отметила, что социальные сети позволяют ребятам из районов Алтайского края, в том числе удаленных, включаться в работу редакции газеты, узнавать о профессии журналиста, участвовать в проектах и т.д.
Несмотря на то что социальные сети — это наши новые медиа и за ними тоже будущее, участники дискуссии сошлись во мнении, что газета не умрет никогда. Значимость публикации в печатном издании отметила Наталья Юмашева: «Когда ребенок публикуется в Интернете — это для него не ценно, он и сам может туда, что хочет разместить. А вот когда на бумаге — не вырубишь топором!»
На правах модератора Артем Шмаков подытожил выступления спикеров, а также напомнил участникам семинара, что в 2022 году кафедра медиакоммуникаций, русского языка и риторики планирует первый набор студентов на бакалавриат, в магистратуру, и пригласил представителей медиасферы стать партнерами филиала в обучении студентов журналистскому ремеслу.