Пенсионная система РФ: варианты реформирования
Одним из показателей, характеризующих эффективность социальной политики государства, является уровень пенсионного обеспечения граждан. В настоящее время много внимания уделяется вопросам реформирования пенсионной системы в РФ. Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к.э.н., Ольга Чубур поможет разобраться в происходящих изменениях, которые вызывают неподдельный интерес, так как затрагивают интересы всех граждан.
Типы пенсионных систем
Пенсионная система – это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им пенсию.
В мировой практике существует два типа пенсионных систем: распределительная и накопительная. Распределительная модель пенсионного обеспечения основана на принципе социальной справедливости. При данной модели пенсионные выплаты финансируются за счет текущих поступлений в бюджет, существует прямая зависимость от демографических факторов – чем больше численность молодого поколения, тем в большей степени население пенсионного возраста будет обеспечено причитающимися ему пенсионными выплатами. Накопительная модель характеризуется процессом накопления определенной части денежных средств на резервных счетах будущих пенсионеров, демографический фактор не оказывает прямого влияния на суммы выплат, они зависят только от самого будущего получателя пенсии.
До 2002 г. в России существовала распределительная модель пенсионного обеспечения, основы которой были заложены в СССР, где государственная пенсия была гарантирована всем гражданам, благодаря многим благоприятным факторам, в том числе и демографическим. В начале 21 века пенсионные системы многих развитых стран ощутили дефицит текущих платежей для обеспечения пенсионных выплат. Причиной этому явилось ухудшение демографической ситуации в связи со снижением уровня рождаемости. И Россия не стала исключением.
В 2002 году в РФ началась пенсионная реформа, направленная на создание смешанной пенсионной системы, объединившей элементы страховой системы и накопительной: был внедрен персонифицированный учет и выделена накопительная часть пенсионных сбережений. То есть взносы на обязательное пенсионное страхование разделили на две части – страховую и накопительную. Страховая часть направлялась в «общий котел» на выплату пенсий настоящим пенсионерам, а накопительная часть аккумулировалась на индивидуальном счете застрахованного лица. Это нововведение коснулось не всех. Накопительная часть трудовой пенсии начала формироваться у мужчин 1953 года рождения и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе. Размер страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии составлял в разное время от 2 до 6% от их заработной платы. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника уходили в бюджет Пенсионного фонда России, а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет застрахованного лица. Эти накопления формировались по 2013 год. В связи с непростой ситуацией в Пенсионном фонде РФ накопительная часть пенсий с 2014 года была заморожена (пока до конца 2023 года). В настоящее время взносы в ПФР не поступают на индивидуальные накопительные счета работающих россиян, а идут на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. То есть в 2014 году произошел возврат к распределительной пенсионной системе.
Еще одним шагом к созданию накопительной пенсионной системы явилась Государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, которая начала действовать с 1 октября 2008 года. На протяжении десяти лет россияне могли уплачивать взносы в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год, которые государство удваивало. Источником государственных средств был Фонд национального благосостояния. Несмотря на то, что с 2014 года на основные отчисления в накопительную компоненту обязательного пенсионного страхования был введен мораторий, в программу софинансирования можно было вступить до конца 2014 года, а уплатить первый взнос для получения права на удвоение взносов — до конца 2015 года. Таким образом, последние средства со стороны государства поступят на счета участников программы в 2026 году. Максимальное число реальных участников программы было зафиксировано в 2013 году и составляло 1,8 млн человек. Тогда государство направило на взносы 12,4 млрд руб.
Ухудшение ситуации в области функционирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации в последние годы становится все более заметным. С каждым годом темпы роста численности населения пенсионного возраста все больше превышает темпы роста численности населения России. Такое соотношение приводит к постоянному повышению нагрузки на население страны. Доля пенсионеров в общей численности населения выросла до 31%. Это влечет за собой рост пенсионного бремени для бюджетных показателей, повышение сумм пенсионного обеспечения, и, как следствие, рост расходов бюджета Пенсионного фонда России.
В 2020 году в России на 72323,6 тыс. трудоспособного населения приходилось 42729 тыс. пенсионеров, т. е. более половины всего населения (57,3%). В настоящее время на каждого пенсионера приходится в среднем 1,53 работника. Причем с 2013 г. происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2013 г. на каждого пенсионера приходилось 1,69 работника, в 2014 г. - 1,68, в 2015 г. - 1,65, в 2016-2017 г. - 1,60, в 2018 г. -1,57, в 2019 г – 1,55. В ближайшем будущем, число пенсионеров в сравнении с трудоспособным населением будет увеличиваться, и соотношение трудоспособных работников и пенсионеров может составить к 2022 г. 1:1, т.е. каждый трудоспособный гражданин должен будет гарантировать обеспечение одного пенсионера. Эти негативные тенденции приводят к необходимости скорейшего внедрения элементов накопительной пенсионной системы.
С 1 января 2019 года в РФ начался новый этап пенсионной реформы, связанный с увеличением возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию. По оценкам некоторых аналитиков положительные составляющие данной реформы, а именно распределение во времени поступающих взносов в систему обязательного пенсионного страхования с целью обеспечения возможности выплаты пенсии, могут сойти на нет к 2050 году, если демографическая ситуация в стране значительно не улучшится. И правительство вновь встанет перед выбором: увеличивать пенсионный возраст или величину страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд.
Современная пенсионная система в РФ состоит из трех элементов:
1. Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования, трудовых пенсий.
2. Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц.
3. Негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет добровольных накопительных взносов граждан, выплату негосударственной пенсии.
Наиболее значимыми являются два первых элемента, роль третьего невысока.
В настоящее время активно обсуждаются варианты усиления роли негосударственного пенсионного обеспечения с целью балансировки пенсионной системы и снижения нагрузки на федеральный бюджет, сокращения расходов Фонда национального состояния.
После введения с 2014 года моратория на формирование пенсионных накоплений Министерство финансов и Центральный Банк представили целый ряд вариантов замены системы обязательного пенсионного страхования. Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) предполагала, в частности, квазидобровольный характер формирования гражданами пенсионных средств в рамках негосударственного пенсионного страхования. В 2019 году ее сменил гарантированный пенсионный план (ГПП). Он уже предполагал полностью добровольный характер взносов со стороны участников системы. В пенсионной системе ГПП должен был стать стандартизированным планом в рамках негосударственного пенсионного страхования, предполагающим налоговые стимулы как для его участников, так и для работодателей. Также рассматривался вариант софинансирования взносов граждан со стороны государства на начальных этапах.
По оценкам специалистов, в течение ближайших трех лет институт накопительных пенсий может быть законодательно демонтирован. Изучаются вопросы использования гражданами тех средств, которые сформировались на накопительных счетах до 2014 года. Центральный банк предложил ввести третий вид индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), как некую альтернативу накоплениям на длительный срок, которая имеет серьезный налоговый стимул в виде налогового вычета. Для ИИС нового типа минимальный срок, который дает право на получение налогового вычета, — десять лет. Налоговый вычет по НДФЛ можно будет оформить через работодателя на средства, которые будут ежемесячно вноситься на ИИС. Перечисления будут ограничены 6% дохода. Получить вычет в 13% можно будет и с самостоятельно внесенных средств — сумма, от которой он будет рассчитываться, не может превышать 120 000 рублей в год. Вычет из дохода, полученного по ИИС третьего типа, можно будет получить в случае, если средства со счета будут расходоваться целевым образом — в соответствии с приоритетными национальными целями и проектами.
В настоящее время рассматриваются альтернатива гарантированному пенсионному плану – добровольные пенсионные взносы при стимулирующей поддержке государства. Помимо этого, на рынке существует много новых идей трансформации накопительной компоненты по обязательному пенсионному страхованию. Обсуждаются варианты как отказа от обязательного пенсионного страхования, так и возможность реформирования накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования.
Необходимость реформирования пенсионной системы не вызывает сомнений. Несколько лет продолжается дискуссия вокруг пенсионного продукта, который должен прийти на смену обязательному пенсионному страхованию в современном формате. Но любой пенсионный вопрос – это социально чувствительный вопрос. Следовательно, быстрая реализация намеченных планов невозможна без глубокой проработки всех сопутствующих вопросов, оценки влияния предлагаемых изменений на состояние всех участников пенсионных отношений и масштабного общественного обсуждения.