Продовольственные сертификаты в России как адресная помощь населению: актуальность, критерии
О продовольственных сертификатах как механизме адресной помощи малоимущему населению активно заговорили в конце февраля 2021 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с руководителями фракций Государственной Думы высказался, что у данной программы «…есть и плюсы, есть и определенные проблемные вопросы, которые надо порешать…».
Практически все экспертное сообщество в области экономики, финансов и агропродовольственных рынков положительно оценивает данные меры. О необходимости введения адресной «продовольственной» помощи малоимущему населению в стране говорят уже несколько десятилетий, однако многие неверно ассоциируют данную программу с введением карточек наподобие хлебных карточек блокадного Ленинграда или продуктовых талонов наподобие тех, что были в период дефицита продуктов питания в конце 1980-х и начале 1990-х годов.
О механизме функционирования продовольственных сертификатов России 2021 года пока ничего не известно, в том числе относительно того:
– каким будет «наполнение» продовольственных сертификатов, регулярность их выдачи и/или длительность действия, на какие суммы будут выдавать сертификаты;
– какие категории граждан получат возможность воспользоваться этим сертификатом, каким образом необходимо будет подтверждать «нуждаемость»;
– какие группы продуктов можно будет получить по сертификатам;
– каким образом будет осуществляться приобретение продуктов питания: по скидкам (льготным ценам) на продукты или бесплатно.
Продуктовые сертификаты в разной форме (банковская карта, установление определенной суммы для приобретения продуктов и прочее) достаточно давно и успешно используются во многих странах мира, в том числе с развитой рыночной экономикой, а также регионах и городах федерального значения России (Москва, Санкт-Петербург, Калининградская, Ульяновская и другие области) с целью поддержки лиц пожилого возраста и малоимущих граждан. Данный опыт необходимо изучить, обобщить, выделить лучшие практики и применить во всех регионах.
Так, в 2020 году власти США на обеспечение населения по продуктовым талонам направили 90 млрд долларов, что в 1,5 раза выше расходов 2019 года. За период 2019-2020 гг. количество людей, которые питаются благодаря этой продовольственной программе, увеличилось с 36 млн человек до 44 млн человек (более 15,0% населения страны), в среднем суммы выплат на одну семью в месяц увеличились со 130 до 161 доллара. Таким образом, власти «взяли на себя ответственность» за то, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации резко упали доходы граждан, многие потеряли работу, а предприятия закрылись. Расходы на этот вид поддержки в отдельные годы достигали 60% от всего аграрного бюджета страны. Однако, как отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович: «Отдача от такой поддержки превышает государственные затраты за счет увеличения спроса на продукты питания, роста их производства, создания новых предприятий и рабочих мест. В итоге в выигрыше находятся и государство, и бизнес», поскольку, помимо прямой пользы нуждающимся, введение адресной продовольственной помощи стимулирует торговлю и дает импульс к реализации излишков продукции сельхозтоваропроизводителей.
Если рассматривать опыт Москвы о реализации программы продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата и документацию, которая размещена на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, то можно отметить, что программа предполагает перечень запрещенных продуктов, форму заявки на участие в обслуживании электронного социального сертификата, список торговых точек участников обслуживания электронного социального сертификата на оказание продовольственной помощи.
Многие эксперты отмечают, что нельзя за критерий нуждаемости брать только прожиточный минимум, поскольку возможны ситуации получения заработной платы на уровне прожиточного минимума при обеспечении текущих расходов за счет получения прочих доходов, например, процентных доходов от собственности или же получения более высоких, но не декларируемых «серых» зарплатных доходов. Соответственно, нельзя исключить несправедливые ситуации, когда кто-то будет получать продуктовые сертификаты при том, что для них это далеко не вопрос жизни и смерти. В связи с этим, Союз потребителей России предложил запустить в РФ социальные «продовольственные карточки» для граждан, уже получающих жилищные субсидии. Речь о семьях, у которых доля платежей за ЖКУ в семейном доходе составляет 22,0% и больше. Это федеральный критерий для определения получателей жилищных субсидий. Этих граждан государство уже признало нуждающимися.
Таким образом, введение продовольственных сертификатов для малоимущих граждан России обсуждается давно, но наиболее остро этот вопрос встал сейчас – в период пандемии коронавируса. Среди основных причин возможного введения продовольственных сертификатов следует отметить то, что рост продовольственной инфляции сильнее ударяет по малоимущим гражданам и что через сертификаты государство может оказать им адресную поддержку как наиболее эффективную меру обеспечения доходов и доступности товаров первой необходимости. Денежные средства, выданные гражданам через социальные «продовольственные карты», будут направлены на оплату продуктов отечественного производства, они поддержат пищевую промышленность, аграриев и торговлю.
Доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС,
кандидат экономических наук
Сергей Воробьев