Станет ли бензин «золотым»? / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС
Алтайский филиал(3852) 503-003
Абитуриенту
Абитуриенту

Станет ли бензин «золотым»?

Станет ли бензин «золотым»?

Цены на топливо в РФ в 2021 году снова пошли вверх. Самый незначительный рост цен на отечественных АЗС не остается для россиян незамеченным. Еще свежи воспоминания о топливных кризисах 2018 года, когда за несколько недель серьезно подорожали бензин и дизельное топливо. В связи с этим незначительный рост цен на заправках в конце 2020 года вызвал бурное обсуждение в прессе и опасение относительного того, что ситуация с топливом вновь стала неконтролируемой. Обсудим вопрос с экспертом филиала, доцентом кафедры экономики и финансов, к. э. н. Ириной Куликовой.

В течение 2020 года стоимость топлива на российских АЗС выросла значительнее, чем в 2019 году. По данным Росстата средняя по стране цена топлива в розницу с 1 января 2020 года прибавила 2,4%, в то время как за прошлый год аналогичный рост не превысил 2%. Однако у бензина в сложном 2020 году был серьезный повод не только не дорожать, но даже существенно терять в цене, поскольку нефтяные котировки на мировом рынке показали  стремительное падение, вслед за ними устремились вниз цены на  топливо в ряде стран мира, но в России скорее произошло лишь символическое их снижение весной.

Рост цен на бензин в 2020 году связан с действием демпфирующего механизма, поскольку в условиях падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке он стал функционировать в виде налога для нефтяных компаний. При реализации топлива на внутреннем рынке нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны были платить в бюджет весной до 20 тыс. рублей за тонну. Следовательно, если бы не демпфирующий механизм, то в России можно было бы ожидать снижение цен на бензин в пределах 5-8% в 2020 году. В тоже время произошло существенное падение цен на топливо в таких странах как: Люксембург – на 13%, Норвегия – на 10%, Австрия и Ирландия – на 15%, Великобритания – на 14%.

Демпфирующий механизм – действует с 2019 года. Был введен для того, что снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы. Если потенциальные доходы российских нефтяных компаний от экспорта топлива становятся выше цены внутри страны, бюджет доплачивает им часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если же напротив внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет. Уровень, когда это нулевой баланс примерно 50-55 долларов за баррель, —

отмечает Ирина Куликова

В 2020 году каждая тонна, отгруженная на внутренний рынок России, была убыточной, и присутствовал риск того, что НПЗ попросту остановят производство топлива. В свою очередь, регуляторы вместо того, что бы временно отменить действие демпфера, ввели запрет на импорт топлива  и сократили обязательные объемы его реализации на бирже. Но справедливости ради стоит отметить, что в 2019 г. именно механизм демпфера способствовал сдерживанию цен на горючее в России на фоне подорожания нефтепродуктов за рубежом.

Экспорт выгоднее

В январе 2021 года появилась информация о том, что после продолжительных двухнедельных переговоров участники ОПЕК+ достигли компромисса, а именно в феврале и марте произойдет снижение производства на полтора миллиона баррелей в сутки. Саудовская Аравия добровольно сократит добычу на миллион баррелей в сутки для поддержания собственной экономики, партнеров по сделке и отрасли в целом. После публикации первых новостей о решении Альянса, котировки прибавили более 4%, и 5 января нефть марки Brent торговалась выше 53 долларов, а 13 января на уровне 57 долларов. При этом рубль к доллару почти не укрепился, что делает экспорт для российских компаний более привлекательным, чем поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Все это порождает дефицит топлива на внутреннем рынке.

По итогам прошлого года ряд крупнейших нефтяных компаний существенно нарастили объем экспорта бензина различных марок: «Сургутнефтегаз» - на 35%, «Газпром нефть» - на 34%, «Лукойл» - на 23%.

По данным Росстата средние потребительские цены на бензин за период с 11 по 17 января 2021 года выросли на 10 коп. и составили 44,22 руб./л. Средние цены на бензин марки АИ-92 выросли на 10 коп. до 43,56 руб./л, бензин АИ-95 подорожал на 9 коп. до 47,33 руб./л, а стоимость бензина АИ-98  увеличилась на 11 коп. и составила 54,01 руб./л, дизтопливо также прибавило в цене на 5 коп. до 48,89 руб./л. Значительный рост цен на бензин был отмечен в 59 регионах России, наиболее существенный в г. Кызыл – на 2,9%, г. Магадан – на 1,2%, г. Красноярск – на 1%, при этом также наблюдалось снижение стоимости топлива в г. Краснодар – на 0,2%.  В г. Москве за анализируемый период отмечается рост цен на топливо на 0,4%, а в г. Санкт-Петербурге – на 0,1%.

Объем производства бензина в России с 11 по 17 января 2021 года сократился на 3% по сравнению с предыдущей неделей до 696,6 тыс. т, а дизтоплива возрос на 0,3% и составил 1,510 млн т. В росте цен на бензин также велика роль недостатка предложения. Это объясняется повышенным спросом со стороны участников рынка, которые восполняют запасы топлива, израсходованного за длинные январские каникулы.

Розничные цены на бензин растут вслед за оптовыми. Так, цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже  (СПбМТСБ) возобновили рост в конце 2020 года: стоимость АИ-95 и АИ-92 возросла на 7,7% и 8,4%  с начала декабря 2020 года до 49,1 тыс. руб. и 47,6 тыс. руб./т соответственно. В январе оптовые цены на топливо в РФ могут вырасти вслед за ростом цены на нефть на мировом рынке (рост составил 10%). В настоящее время на внутреннем топливном рынке наблюдается дисбаланс спроса и предложения. Производство и отгрузка бензина различных марок снижаются, а плановые показатели, рекомендованные Минэнерго, в полном объеме не выполняются. Таким образом, сложившийся дефицит перед посевной кампанией и традиционным весенним спросом могут привести к росту цен на топливо.

До 70% стоимости топлива составляют налоги и акцизы

С 1 января 2021 года в России снизилась экспортная пошлина на нефть, и традиционно повысились ставки акцизов на топливо за тонну: для бензина класса ниже «Евро-5» до 13 624 руб., для бензина класса «Евро-5» до 13 262 руб., для дизтоплива до 9 188 руб., то есть увеличение произошло на 4%.

Стоит отметить, что средства от взимания акцизов на моторное топливо и масла направляются на дорожное строительство, в том числе мостов и путепроводов. Ожидается, что поступления от таких акцизов в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов направляется до 75% сборов. Согласно утвержденному федеральному бюджету на 2021 год  и плановый период с 2022-2023 гг. 77,7% полученных средств будут распределены в дорожные фонды регионов России, а 23,3% - переданы на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».  

В совокупности указанные выше факторы приводят к тому, что экспортная альтернатива, то есть стоимость российского топлива на экспортных рынках существенно выше и выгода предопределяет действия нефтяных компаний направлять на экспорт больше топлива или сырья для его производства.

Кроме акцизов, в соответствии с механизмом налогового маневра меняются коэффициенты, влияющие на расчет демпфера и на уменьшение экспортных пошлин. Все это неминуемо будет способствовать повышению цен на бензин. Однако, по мнению, президента Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, подорожание моторного топлива не превысит темпы роста потребительских цен. Как отметили в министерстве, рабочий штаб при Минэнерго и ФАС мониторят ситуацию в стране с топливом в еженедельном режиме.

Доплати в бюджет при снижении стоимости нефти

Ожидаемый рост в пределах инфляции объясняется действием демпфера, направленным на компенсацию нефтяным компаниям разницы между внешними и внутренними ценами. Однако формула демпфера не совершенна  и нуждается в корректировке, так как его величина определяется с учетом внешних цен и условной фиксированной цены, индексируемой каждый год на 5%. На внутреннем рынке рост стоимости третий год подряд не превышает 3-4%, то есть ниже темпов инфляции. Параметры демпфера корректировались еще в середине 2019 года при совсем иных условиях и не отвечают текущей рыночной ситуации. Все это приводит к тому, что при высоких ценах на нефть нефтеперерабатывающие заводы получают недостаточно компенсаций, а при низких – наоборот, производят в бюджет повышенные выплаты.

Если существенное повышение оптовых цен на топливо продолжится, может потребоваться вмешательство правительства и с учетом того, что сейчас нефтяники платят в бюджет отрицательный демпфер, потребуется внести изменения в демпфирующий механизм.

Но изменение параметров демпфера не приветствуется Минфином, который полагает, что следует использовать демпфер в том варианте, в котором он был раньше, чтобы не терялись доходы бюджета, но фактически, демпфер увеличивает стоимость бензина и дизельного топлива внутри страны на 4%.

Поставки на биржу сокращаются

Действие механизма демпфера привело к тому, что на оптовом рынке топлива намечается дефицит, поскольку ряд крупнейших нефтяных компаний существенно снизили поставки на биржу. По итогам декабря 2020 года продажи «Лукойл» сократились – на 21% с аналогичным периодом прошлого года, «Газпромнефть» сократила продажи – на 4%, «Сургутнефтегаз» – на 17%, «Антипинский НПЗ» – на 26%. В тоже время крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок – компания «Роснефть» напротив нарастила поставки. По итогам декабря 2020 года компания увеличила отгрузку на внутренний рынок на 52% по бензину всех марок и на 32% по дизельному топливу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что бензин «Роснефть» не экспортирует, а АЗС компании функционируют в 66 регионах России, обеспечивая до трети внутреннего спроса на автомобильное топливо.

Таким образом, рост цен на моторное топливо побуждает некоторые нефтяные компании наращивать объемы экспорта, что вызывает дефицит на внутреннем рынке. Повышение оптовых цен на бензин и дизельное топливо неминуемо приведет к их росту и в рознице. Кроме того, несовершенство налоговой системы формирует дополнительную налоговую нагрузку, как на потребителей, так и на поставщиков.

Хочу здесь учиться!
Абитуриенту
Внимание! Информация была изменена.