Заплати экосбор в 2021 году и живи спокойно
Кто заплатит экологический сбор в 2021 году?
В Российском законодательстве закреплено несколько видов неналоговых платежей в бюджет, связанных с сохранением экологии (утилизационный сбор, плата за загрязнение окружающей среды, плата операторам вывоза и переработки отходов). Требование утилизировать собственный товар и упаковку после их использования было закреплено в законодательстве еще в 2015 году. Именно тогда вступили поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства». Экологический сбор – это неналоговый доход федерального бюджета Российской Федерации. Экологический сбор должен уплачиваться производителями или импортерами изделий, которые после завершения эксплуатации подлежат утилизации, начисляется также и в отношении упаковки, в которой поставляется товар. Если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. С 2021 года в соответствии с приказом Росприроднадзора отчет на бумаге можно сдать в исключительных случаях.
Производителям и импортерам товаров предложено два варианта действий: собрать свою продукцию после ее использования конечными потребителями и утилизировать собственными силами, а затем отчитаться перед Росприроднадзором. Но поскольку утилизировать собственную отработанную продукцию и упаковку сложно, дорого, а иногда и вовсе невозможно, то был предложен второй вариант – заплатить экологический сбор.
Неуплата экологического сбора с 2021 года наказывается административной ответственностью в виде штрафа, поскольку в силу вступила новая ст. 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающая штрафы за его неуплату: должностное лицо – от 5000 до 7000 руб.; ИП – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 250 000 руб.; организация – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 500 000 руб.
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые необходимо уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них). Например, для аккумуляторов в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22%. Это означает, что организация (или ИП), которые осуществляют утилизацию отработанных аккумуляторов, должны заплатить сбор 20% от их общего объема.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если: товар не является готовым к употреблению; товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси и прицепов к ним). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. В том случае, если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включается предварительная обработка, обезвреживание, сжигание и т.д. Утилизация подразумевает – рециклинг, регенерацию, рекуперацию.
Следует отметить, что денежные средства, поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, ориентированных на защиту окружающей среды (строительство заводов по переработке мусора, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.). Администратором экологического сбора является Росприроднадзор, а также данное ведомство является субъектом контроля отчетности по экологическому сбору.
Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды это одно и то же?
Платежи за негативное влияние на окружающую среду российский бизнес производит уже давно с 2002 года. Порядок уплаты данного сбора регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства», администратором выступает также Росприроднадзор.
Платежи за негативное влияние на окружающую среду производят организации и ИП, если их производственная деятельность сопровождается: образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках); химическими выбросами в атмосферу; загрязнением водоемов сточными водами.
Таким образом, экологический сбор и платежи за загрязнение окружающей среды это разные виды неналоговых сборов.
Порядок расчета экологического сбора
Формула расчета экологического сбора следующая:
ЭС = С х Т х Н,
где: ЭС – сумма экологического сбора;
C – ставка сбора;
Т – масса утилизируемого товаров тоннах или количество единиц товара, подлежащих утилизации;
Н – норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).
В настоящее время действуют законодательно утвержденные: нормативы по утилизации и ставки по экологическому сбору.
Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам, если товары частично утилизируются, то в формулу включается только неутилизированный объем товаров (например, если из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг).
Какие отчеты необходимо представить плательщикам?
Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»;
– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 №1342 (в ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;
– расчет суммы экологического сбора. Форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»;
– отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров.
На сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) появилась информация о новом порядке представления расчета Экологического сбора согласно требованиям, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме», зарегистрированном в Минюсте 28.12.2020 г. «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме». Срок предоставления отчетности:
– до 1 апреля 2021 года представляется: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2020 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров;
– до 15 апреля 2021 года представляется: расчет суммы экологического сбора и производиться уплата экологического сбора.
Что изменится в скором времени?
Полтора года обсуждения изменения института расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки (РОП) закончились тем, что с 2022 года бизнес будет вынужден утилизировать их на 100%, и поскольку это невозможно, весь процесс «совершенствования» будет заключаться в обязательной оплате экосбора. Каким образом, государство обеспечит стопроцентную утилизацию пока не понятно, но анонсирована полная цифровизация и прозрачность системы, что обеспечит снижение платежей для населения. С 2022 года для упаковки, доля которой в бытовых отходах составляет 30-50%, вводится требование стопроцентной утилизации. Организациям исполнить РОП с 2022 г. будет возможно, если: заключить прямой договор с утилизатором, переработать отходы на своих мощностях или заплатить экосбор.
В Ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, включает корпорации, ответственные за производство большей части товаров в упаковке, – Pepsico, Coca Cola, Nestle, Tetra Pak и др.), отмечают, что за четыре года существования РОП в отрасли никаких особых изменений к лучшему не произошло, компании так и не смогли доказать эффективность своей деятельности по управлению отходами. Получается, что в настоящее время население фактически оплачивает утилизацию отходов, а бизнес не заинтересован в применении более экологичных материалов, поэтому государство разрабатывает новые правила, чтобы стимулировать утилизацию отходов. Планируется оцифровка всей отрасли, включая учет потоков выпуска товаров и упаковки, объемов их продаж, сбора, транспортировки и утилизации. Вновь созданная информационная система позволит реализовать принцип перекрестной отчетности с введением реестра утилизаторов, фиксацией выпускаемой на рынок упаковки и товаров.
Доцент кафедры экономики и финансов
Алтайского филиала РАНХиГС,
к.э.н. Ирина Куликова