Актуальный взгляд на профессию преподавателя / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Актуальный взгляд на профессию преподавателя

Актуальный взгляд на профессию преподавателя

Начало учебного года это всегда ожидаемое событие, которое знаменует новый этап в жизни вуза. Каждый год в Академию приходят новые студенты со своими ожиданиями и планами.  Преподаватель филиала расскажет, какие особенности существуют в процессе обучения.

Изменилась ли профессия преподавателя за последние 5-10 лет?

Наверное, есть несколько тенденций в процессе преподавания в высшей школе, которые дают новый вектор всему образовательному процессу и бросают вызовы преподавателям.

Во-первых, традиционная функция «передачи знаний» уступает подходу, когда студенты должны «добывать» знания. Многие преподаватели понимают, что исследовательский компонент в обучении начинает доминировать.  Причем это касается не только научно-исследовательской работы, но и прикладных аспектов обучения. Преподаватель в социально-гуманитарном знании больше не может быть чистым теоретиком. Известный критерий истинности знания – практика, которая теперь требует своего реального воплощения в образовательном процессе. Поэтому обучение теоретическому материалу требует подтверждения в реальной, практической деятельности.

Во-вторых, современные студенты ориентированы на индивидуальную работу с преподавателем с одной стороны, и командную работу со своими товарищами, с другом. И если индивидуальная работа со студентами, достаточно стандартный формат взаимодействия для высшей школы, то организация командной работы требует развития фасилитационных навыков, которые раньше были характерны только для отдельных преподавателей. Сегодня мои коллеги используют много методов обучения, построенных на совместной деятельности студентов.

В-третьих, развитие телекоммуникационных и интернет технологий в сфере высшего образования, особенно очевидное с марта этого года. Это и необходимость создания онлайн-курсов, запись видеолекций, организация интерактивных заданий на различных образовательных платформах, ведение страниц в социальных сетях. Преподаватель современного вуза – это эксперт, который должен быть активно представлен в медийном пространстве вуза и региона.  А это значит, что он должен уметь держаться перед камерой, владеть методическими навыками организации онлайн-занятий и т.д.

Что самое сложное сейчас в вашей работе?

Не знаю как для моих коллег, но для меня быстрота и многомерность нововведений – появление новых учебных дисциплин, соответствующих вызовам современной науки и практики, необходимость постоянно осваивать новые информационные технологии и новые формы работы. Однако именно это делает нашу профессию одной из самых интересных.

Может ли с появлением современных образовательных онлайн-платформ профессия преподавателя перестать существовать?

Время покажет.…Однако мне кажется, что этого не произойдет. Образование – это сложный процесс, где студент и преподаватель часто выступают партнерами. В условиях постоянного «живого» диалога, как бы он не происходил, в реальном общении или посредством экрана компьютера, есть возможность поставить индивидуальные задачи перед студентами, учесть их образовательные и карьерные потребности, выстроить индивидуальные траектории развития. Можно ли это реализовать, просто прослушав ряд лекций и ответив на вопросы теста,…не знаю. Мне хочется верить, что профессия преподавателя не перестанет существовать, хоть и будет меняться.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.