Изменения в осуществлении права на управление жильем / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Изменения в осуществлении права на управление жильем

Изменения в осуществлении права на управление жильем

 Наверняка, каждый из нас оказывался в спорной жилищной ситуации, был недоволен качеством предоставляемых коммунальных услуг или шумом от соседей. Жители многоквартирных домов, как правило, решают вопросы управления общим имуществом на общих собраниях собственников жилья либо самостоятельно обращаются в соответствующие инстанции. Как написать жалобу, провести собрание собственников жилья в вынужденном режиме изоляции, защитить свой дом от шума и «неприятного соседства»?

По актуальным вопросам в сфере жилищного законодательства разъяснения дает Светлана Деньга, доцент кафедры гражданского права и процесса, к.ю.н., заместитель председателя правового комитета администрации г. Барнаул.

Как правильно отправить в надзорный орган сообщение об административном правонарушении в сфере жилищного законодательства?

Если житель не доволен качеством предоставляемых коммунальных или жилищных услуг жалобу в Государственную инспекцию с условием ограничения в настоящее время личных приемов в органах государственной власти возможно подать как по почте (АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ: 656035, а/я 1280, г. Барнаул), желательно заказным с уведомлением о вручении, или в электронной форме. При этом недостаточно жалобу направить по электронной почте, пусть даже на официальный адрес Инспекции, жалобу примут к рассмотрению, направленную в электронном виде, только если она поступит через Единый портал государственных и муниципальных услуг либо через ГИС ЖКХ от граждан, имеющих учетную запись на указанных ресурсах.

Это связано с тем, что для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо идентифицировать обратившегося в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», чего конечно нельзя сделать при обращении по электронной почте.

Кроме того, необходимо учитывать, что если в обращении гражданина не будет определен в полном объеме состав правонарушения и приведены бесспорные доказательства, надзорному органу потребуется провести внеплановую проверку в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), на которое поступила жалоба, для определения всех обстоятельств.

При этом необходимо учитывать мораторий на проведение проверок в 2020 году. В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правительство Российской Федерации установило особый порядок проведения в 2020 году проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 438). При этом разделило всех лиц, на которых распространяется данный порядок, на две группы. В первую группу вошли субъекты среднего и малого предпринимательства, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Во вторую группу вошли все иные юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В отношении первой группы Правительство Российской Федерации предусмотрело возможность проведения в 2020 году только внеплановых проверок и только в случае, если такие проверки включены в установленный перечень.

Для второй группы Правительство Российской Федерации установило, что помимо внеплановых проверок из указанного перечня в отношении них в 2020 году могут также проводиться плановые проверки, если их деятельность и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

При этом установлено, что по общему правилу (за исключением отдельных случаев) проверки в отношении обеих групп субъектов в 2020 году должны проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Вместе с тем, если государственным органом надзора будут установлены основания для проведения проверок (причинение или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), орган госнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением о ее проведении органов прокуратуры.

Как в условиях ограничений по проведению массовых мероприятий провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?

Федеральным законом от 25.05.2020 г. № 156-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрено, что годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме необходимо провести до 1 января 2021 года. Таким образом, до установленного срока не применяется общее правило Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому собрание должно быть проведено в течение II квартала года, следующего за отчетным. Аналогичным образом продлили срок проведения годового общего собрания членов ТСЖ. Кроме того, если по уставу, например, жилищного кооператива годовое общее собрание его членов нужно провести не позднее II квартала года, следующего за отчетным, такое собрание проводится до 1 января 2021 года. Новые правила приняты в связи с коронавирусом и применяются к собраниям, которые должны быть проведены в текущем году. Помимо этого, упрощена процедура проведения общего собрания с использованием ГИС ЖКХ.

В целях содействия в реализации собственниками помещений в многоквартирных домах правомочий в отношении принадлежащего им общего имущества и, в первую очередь, для эффективного принятия решений, необходимых для управления многоквартирным домом, в том числе функционирования инженерных систем жизнеобеспечения многоквартирных домов, в 2014 году в Жилищный кодекс Российской Федерации была введена новая форма проведения общего собрания – заочное голосование с использованием ГИС ЖКХ. К сожалению, практика проведения общего собрания в этой форме не получила распространения по ряду причин, которые в большей степени были обусловлены недостатками ее технического состояния. В результате чего, в 2016 году действие статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ, было приостановлено до 01.01.2018 г. Вместе с тем до настоящего времени, несмотря на кажущееся удобство для жителей, голосование в электронной форме так и не применялось в силу несовершенства правового регулирования – была сложна процедура принятия решения собственниками о проведении первого собрания. В настоящее время согласно новому закону предусматривается, что в случае принятия решения о проведении собрания с использованием ГИС ЖКХ (электронная форма голосования), первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования проводится по инициативе собственника помещения или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. При этом инициатор проведения такого собрания осуществляет полномочия администратора общего собрания, то есть, по сути, организует проведение собрания.

Собственник помещения вправе не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников в электронной форме представить лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, письменный отказ от проведения такого собрания. Если от собственников, обладающих более чем 50 % голосов от общего числа голосов, поступили письменные отказы, то собрание с использованием электронной системы голосования не может быть проведено.

Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников в электронной форме администратор должен разместить в ГИС ЖКХ и направить собственникам сообщение о проведении собрания и о порядке представления письменного отказа от его проведения, а также размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, в подъездах, в границах земельного участка, на котором размещен многоквартирный дом) указанное сообщение и правила доступа к ГИС ЖКХ не зарегистрированных в ней собственников.

Продолжительность голосования по вопросам повестки дня общего собрания с использованием ГИС ЖКХ увеличена и должна составлять теперь не менее чем 7 дней и не более чем 60 дней с даты и времени начала проведения голосования.

Голосование собственников помещений в многоквартирном доме не должно прерываться в установленный период и осуществляется двумя способами: лично путем указания решения по каждому вопросу повестки дня в электронной форме либо путем передачи инициатору общего собрания оформленного в письменной форме решения.

На основании поступивших письменных решений собственников инициатор общего собрания вносит в ГИС ЖКХ информацию о таких собственниках и результаты голосования по вопросам повестки дня.

Решения общего собрания, принятые по результатам голосования, автоматически формируются в ГИС ЖКХ в форме протокола в течение часа после окончания голосования и не позднее чем через 10 дней со дня их принятия доводятся до сведения собственников помещений инициатором общего собрания.

Протокол первого общего собрания, сформированный с использованием ГИС ЖКХ, электронные образы решений собственников помещений в многоквартирном доме по поставленным на голосование вопросам, переданные инициатору, хранятся в системе.

Указанные изменения в проведении общего собрания предоставляют собственникам реальные возможности участия в принятии важнейших решений, связанных с обеспечением жизнедеятельности многоквартирных домов.

Шум по ночам. Можно ли в многоквартирных домах осуществлять розничную торговлю алкоголем?

Большое количество жалоб, поступающих в правоохранительные органы и органы местного самоуправления, связаны с шумом в результате деятельности на первых этажах многоквартирных домов магазинов или так называемых «кафе», «баров» и т.д., реализующих алкогольные напитки.

Гарантированная свобода предпринимательской деятельности не должна быть безграничной и тем более не должна нарушать права граждан, поэтому свои действия предприниматели должны соотносить с установленными запретами и ограничениями. Приоритету защиты прав граждан на благоприятную среду обитания сейчас уделяется повышенное внимание, что подтверждается поручением Президента Российской Федерации от 30.04.2019 года (пр-754, п. 2, «е»), которым Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление ограничений на размещение в многоквартирных домах объектов, связанных с торговлей и оказанием услуг, мешающих комфортному проживанию граждан в таких домах.

В целях обеспечения прав граждан Федеральным законом от 24.04.2020 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ужесточены требования для организаций, реализующих алкогольную продукцию в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях. Такая торговля допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать своим законом дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на продажу алкогольной продукции. Необходимо отметить, что пока нет сведений, будет ли Алтайское краевое Законодательное Собрание устанавливать дополнительные запреты на территории Алтайского края. Как сообщал председатель комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству Альберт Лунев информационному агентству «amic.ru», к этому вопросу депутаты вернутся «не раньше августа-сентября, когда жизнь войдет в нормальный ритм». В частности, он допустил, что минимальную площадь зала для посетителей в Алтайском крае могут увеличить до 50 «квадратов».

С учетом этого небольшого количества разъяснений хотелось бы, чтобы у наших жителей было понимание, что законодатель очень чутко относится к вопросам, которые становятся актуальными у граждан, и любую возникающую проблему можно решить либо посредством уже действующих правовых норм, либо путем принятия новых, для чего важна активная позиция граждан – обращения с предложениями правотворческой инициативы в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Хочу здесь учиться!
Внимание! Информация была изменена.