Медиация как метод решения бизнес-конфликтов
Медиация – это процесс, при котором незаинтересованный, беспристрастный специалист помогает сторонам, вовлеченным в конфликт, достичь его взаимоприемлемого урегулирования.
Конфликты – это значимая часть нашей жизни. Конфликт определяют как столкновение противоположно направленных мотивов, суждений и интересов. При этом наличие различных позиций не определяет невозможность найти такой вариант решения, который бы полностью или по большей части удовлетворял интересы всех сторон возникшего разногласия. В основе любого противоречия скрывается потенциал развития и прогресса, и все старое со временем сменяется новым.
Конфликт играет такую же роль, как и ощущение боли нашим телом. Боль дает сигнал, что в организме что-то не так, а значит необходимы изменения. Если долго не замечать боли, не обращать на нее внимание или заглушать ее обезболивающими, то это может привести к непоправимым последствиям. Да, боль неприятна, но как иначе она могла бы сигнализировать о проблемах? Так и люди в конфликте: спорят, потому что какие-то отношения, например, деловые или личные, между ними есть, но текущую ситуацию нужно менять. И тогда на первый план выходит умение конструктивно договариваться.
Обычно конфликт достаточно эмоционален. Вспомните какой-нибудь конфликт из Вашей жизни. Вспомните ощущение своей правоты, искреннего возмущения по поводу того, что собеседник никак не может понять Вас и согласиться с Вашими очень убедительными доводами. Это кого угодно выведет из равновесия, и Вы проявляете эмоции: сначала сдержанно, но все мы не железные, и вскоре возникают бурные эмоции. Иногда уже на этой стадии мы приписываем нашему партнеру по конфликту негативные свойства «ну как можно быть таким…!!! (сами вставьте слово)». Открою Вам небольшую тайну: ваш партнер видит и чувствует то же самое! Как тогда получается, что два умных, настроенных на сотрудничество человека могут вовсе порвать все отношения друг с другом?
Способность людей договариваться друг с другом явилась условием их выживания и сыграла решающую роль в формировании человеческого общества.
Способы решения конфликтов в истории человечества были различными и постепенно совершенствовались: обычай кровной мести, суд, посредничество.
По своей сути медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны в условиях конфликтной ситуации. Медиатор является нейтральным посредником, заинтересованным только в том, чтобы стороны конфликта могли эффективно справиться с разногласиями. Медиация пришла в российскую практику из США как альтернативная судебному разбирательству процедура урегулирования споров.
Согласно Американскому этическому стандарту медиаторов, медиация – это процесс, при котором незаинтересованный, беспристрастный специалист помогает сторонам, вовлеченным в конфликт, достичь его взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор намечает путь к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между участниками, помогая им получить соответствующую информацию и выбрать такой вариант решения ситуации, который устраняет сложившееся противоречие. Кстати, достаточно часто после того, как противоречия устранены, стороны с удовольствием продолжают взаимовыгодное сотрудничество. Это одно из важных отличий от прочих методов решения противоречий, например, через суд.
Медиатора можно назвать дополнительным ресурсом в конфликте. Он берет на себя организацию переговоров и подготовку сторон к ним. Медиатору необходимо понять в суть спора, и увидеть конфликт с точки зрения обеих сторон. Далее специалист по решению конфликта, подобно дирижеру, управляет процессом переговоров и способствует выработке взаимовыгодных вариантов решения самими участниками спора.
Бизнес-среда отличается скоростью принятия решений, стратегическим мышлением и четкой ориентацией на получение выгоды. Однако можно ли назвать выгодной ситуацию, при которой одно юридическое лицо в стремлении «взять свое» «банкротит» другое юридическое лицо и в итоге собирает коллекцию из исполнительных листов на сумму, превышающую свой годовой оборот?
Сейчас в условиях пандемии коронавируса, характеризующейся резким спадом в экономике и оттоком клиентов, некоторые представители бизнеса, арендующие торговые площади, порвали отношения с арендодателями и вынуждены были уйти с «насиженных» точек. В итоге одни потеряли часть клиентов и вынуждены были закрыться, вторые потеряли добросовестных арендаторов. Такую стратегию нельзя назвать взаимовыгодной. Однако некоторые, и помощь медиаторов здесь была кстати, смогли договориться, снизив, а в некоторых случаях даже приостановив сбор арендной платы «сегодня», сохранив перспективу получения постоянного дохода «завтра, послезавтра и через год». И самое интересное, что в одной и той же ситуации сотруднические отношения первых ухудшились, а отношения вторых улучшились.
В подавляющем числе практических кейсов цена конфликта гораздо больше выигрыша в нем.
Нередко участники конфликта стремятся нанести друг другу максимальный ущерб, обычно это происходит, если ранее отношения между людьми были очень хорошие и доверительные. В этой войне с огромной скоростью тратятся ресурсы обеих сторон. При этом если посчитать, материальные, моральные, временные затраты, не говоря уже о невозможности сконцентрироваться на других важных делах, то в подавляющем числе практических кейсов цена конфликта гораздо больше выигрыша в нем. Подобные конфликты могут длиться годами, в то время когда медиация может решить его за несколько сессий. Так, отказ от конструктивного решения спорной ситуации может обернуться для одного потерей хорошего поставщика, а для другого – потерей крупного клиента. Медиация может способствовать решению таких ситуаций, как раздел бизнеса, основанного на равных долях (50 на 50), смена собственника, нарушение контрактов, экстремальные ситуации и т.д.
За счет чего медиатор решает конфликт? Медиатор объективен. Он не заинтересован в победе какой-то одной и проигрыше другой стороны. Профессиональный медиатор четко знает, что залог успешного решения конфликта – это высокая степень удовлетворенности найденным решением у обеих сторон, поскольку в конфликте мы видим прежде всего партнера, вероятно поэтому исполнимость медиативных соглашений в российской практике достигает 85 %. Кстати, сами стороны в переговорах не всегда находят подобные варианты решения, поскольку не прорабатывают истинные причины конфликта.
Процедура медиации регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Не каждый конфликт может быть решен с помощью медиации, однако если случай медиативный, то существенно экономятся ресурсы. Даже если медиация окажется неуспешной, то, пожалуй, наибольшая потеря от нее – это время, потраченное на участие в посреднических переговорах. При этом неудачу на переговорах всегда можно списать на «некомпетентность» переговорщика и перезапустить переговоры. В случае, когда стороны не договорились друг с другом лично, эта возможность, ускользает. Выплата гонорара медиатору может быть по результату. Сравните этот перечень расходов с затратами на судебный путь. Причем медиатор заинтересован в быстром и качественном решении вопроса, потому что не зарабатывает на длительности процесса.
В последнее десятилетие в России медиация бурно развивается: научные журналы, ассоциации, некоммерческие организации и партнерства и т.д. Сама процедура регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года. С 2019 года медиативные соглашения можно заверять нотариально. Таким образом, медиация представляет собой конструктивный метод решения конфликтов, существенно экономящий массу ресурсов и способствующий сохранению отношений между людьми.