Психологическая поддержка руководителя в стрессовых ситуациях
Управленческая деятельность руководителя направлена на повышение эффективности организации для достижения поставленных целей и предполагает воздействие на других людей для организации их успешной работы.
Управленческая деятельность специфична по внутренним и внешним условиям. К внутренним условиям относятся: определение оценивающих критериев производительности работы; решение и выполнение многочисленных задач одновременно. К внешним условиям относятся: высокая степень ответственности за полученный результат; нередкое появление стрессовых ситуаций; неопределенность в плане информации; жесткие временные рамки.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется способностью руководителя справляться с психологическими и физическими нагрузками, быть устойчивым к стрессовым ситуациям, уметь выходить из них с минимальными потерями для себя и организации.
Психологи и физиологи, исследующие особенности управленческого труда, очень много говорят сегодня именно о запредельном эмоциональном напряжении, которое проявляется в тревоге руководителя за состояние дел в организации, отношения с персоналом, с вышестоящими управленческими структурами, взаимодействие с многочисленными проверяющими (но не отвечающими за дела организации) инстанциями.
Авторы выделяют и факторы или обстоятельства, которые способствуют появлению тревоги у руководителя, которые в целом можно свести к семи позициям:
- оценка специфичности данной управленческой ситуации;
- сложность ситуации с точки зрения возможностей самореализации как субъекта ответственности;
- неуверенность, возникающая в предвидении возможной надвигающейся неудачи;
- угроза неудачи, включающая и возможность быть выставленным на посмешище;
- высокий (неадекватный) уровень притязаний относительно собственных способностей и знаний;
- личностные черты – стыдливость, тревожность, эмоциональная лабильность (неустойчивость) и т. п.;
- предчувствие наказания в случае неуспеха (например, понижение статуса, лишение экономических благ и т. п.)
Тревога во многом зависит от мнения человека о своих способностях и от уровня его притязаний. Существуют определенные стрессоры, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне.
Стрессор (синонимы – стресс-фактор, стресс-ситуация) – чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс.
Для анализа стрессоров у лидеров или руководителей можно выделить две большие группы: стрессоры профессиональной деятельности и стрессоры внепрофессиональной деятельности.
Для нас важно обозначить именно стрессоры профессиональной деятельности в работе по управлению:
- Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), отсутствие системы в работе. Например, организация часто работает в режиме аврала.
- Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять еще и обязанности других работников, что уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей.
- Нарушение режима рабочего времени. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм, стресс усиливается.
- Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения). Для большинства руководителей-профессионалов работа становится частью их личности.
- Формализм и бюрократическая суета. Такие факторы вызывают стресс сами по себе, так как у руководителя возникает ощущение, что он тратит на написание ненужных отчетов и на представление всевозможных данных не меньше времени, чем на саму работу.
- Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.
- Нечеткие ролевые обязанности: отсутствие четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности. Это ставит руководителя в очень уязвимую позицию: он находится на континууме бездействия и превышения полномочий.
- Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству, которое приводит порой к очень высокому уровню притязаний и невозможности расслабиться и ощутить, что работа сделана хорошо. Так, выходит, что не сама ситуация как таковая доводит руководителя до стресса, а исключительно то, как он ее оценивает и примеряет к себе.
Задачей человека, который занимает руководящую позицию, является научиться справляться со стрессом, научиться использовать функции стресса во благо себе и своих сотрудников. Этого можно достичь при помощи следующих шагов:
- Постоянно ставить соразмерные собственным возможностям жизненные цели и добиваться их. Важно задуматься о реальности притязаний и выбирать цели, которые чуть выше реальных возможностей. Также важно иметь несколько способов и стратегий достижения целей, применяя «гибкость» и «пластичность».
- Уметь отличать главные и второстепенные цели. Необходимо выстаивать иерархический порядок как с точки зрения значимости целей, так и их достижимости.
- Уметь смотреть на проблему с разных сторон. Важно стараться развивать многоплановое видение ситуаций и проблем, используя гибкий подход в оценке людей и событий.
- Развивать преадаптивность и инновационность. Настраивать себя на возможные и даже невозможные повороты событий и избегать ненужных иллюзий в их оценке. Важно все время повышать свои личные и профессиональные компетенции.
- Развивать социальный интеллект. Адекватное понимание других людей, мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяют избрать более эффективные стратегии взаимодействия.
Важно помнить, что наша жизнь всегда дает нам бесценный опыт, а наша задача научиться его серьезно осмыслять и давать прогнозы, позволяющие значительно расширить наши возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.