Кадровику и работодателю на заметку: изменения в трудовом законодательстве с 1 января 2024 года
С 1 января вступают в силу законодательные изменения в сфере труда: на первый план выдвигается новый МРОТ и новый закон о занятости населения. Юридический комментарий на эту тему представила заведующий кафедрой частного права Алтайского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Наталья Минкина.
На основании Федерального закона № 548-ФЗ от 27 ноября 2023 г. «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2024 года МРОТ в стране будет равен 19 242 рублей, что на 18,5 % (или на 3 000 рублей) выше действующего размера.
Как предусмотрено ст. 133 Трудового кодекса, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Так, с 1 января размер прожиточного минимума на душу населения в Алтайском крае будет составлять 13 753 рубля (для сравнения: в 2023 году этот показатель составляет 12 794 рубля).
Для трудоспособного населения на следующий календарный год прожиточный минимум составит 14 991 рубль, для детей – 13 975 рублей, а для пенсионеров – 12 608 рублей. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного законом МРОТ. Как известно, МРОТ за последние годы регулярно пересматривается в сторону его увеличения, среди прочего с учетом удорожания жизни и инфляции.
Наталья Минкина
Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.
Кроме того, с 1 января возобновляется действие ст. 2 Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которой установление МРОТ на очередной год федеральным законом в текущем году осуществляется, исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. Ранее это положение было приостановлено на два года – с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. С 2025 года устанавливается соотношение МРОТ и медианной заработной платы в размере 48%. Такое соотношение как и раньше будет проводиться не реже 1 раза в 5 лет, исходя из условий социально-экономического развития нашей страны.
Следует помнить, что в соответствии с положениями ст. 133.1 Трудового кодекса в субъектах Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой размер, но он не может быть ниже показателя МРОТ, определенного на федеральном уровне.
Относительно Алтайского края напомним, что МРОТ на текущий год без учета районного коэффициента ранее был определен в размере 17 786 рублей. В настоящее время трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в крае ведет разработку проекта регионального соглашения с новым значением минимальной заработной платы. До окончания года ожидается подписание соответствующего регионального соглашения в Алтайском крае с повышенным размером МРОТ, что работодателям предстоит учесть в своей деятельности в наступающем календарном году.
Наталья Минкина
Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.
12 декабря был принят Федеральный закон № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». В течение практически всего года он проходил чтения в Государственной Думе и дорабатывался. Вопросы о платформенной занятости, как изначально было заложено в проектном варианте, в конченом итоге не нашли своего отражения в нормативно-правовом акте. Вероятно, их правовое регулирование запланировано на уровне отдельного федерального закона.
Новый закон вступит в силу поэтапно: основная часть его положений вступит в силу с 1 января 2024 года, отдельные нормы – с 1 марта и 1 сентября следующего календарного года (в последнем случае будут обновлены квоты для приема на работу инвалидов), а остальные законодательные установления с 1 января 2025 года.
Названным законом предусматривается новое правовое регулирование отношений в сфере занятости населения: по ряду вопросов новеллы носят принципиальный характер и предопределены направлениями государственной политики. В частности, в нем определены организационные основы противодействия нелегальной занятости (глава 13), устанавливаются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице и условие об их ежегодной индексации с учетом индекса роста потребительских цен за предыдущий год (ст. 44 и ст. 45 закона).
Вводятся новые процедуры во взаимодействии органов службы занятости с гражданами, ищущими работу, например, анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости (ст. 22 – ст. 24).
Законом расширяется доступ к государственной поддержке в сфере занятости: социальная адаптация предусмотрена не только для безработных, но и для граждан, зарегистрированных для поиска подходящей работы; приоритет в трудоустройстве предоставляется для завершивших прохождение военной службы по мобилизации или по контракту, членов их семей (ст. 28). Вводится новая категория – «граждане, находящиеся под риском увольнения» (ст. 2). Также предусматривается комплекс специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов (глава 7) и молодежи (ст. 36, 52 и 54 нового закона).
Отдельного внимания заслуживает вопрос об обязанности работодателей по информированию службы занятости о ликвидации организации, сокращении штата и (или) численности работников в организации или у индивидуального предпринимателя, режиме неполного рабочего времени или простое, о переводе работников на удаленную работу по инициативе работодателя, о процедурах в деле о банкротстве, свободных рабочих местах и вакантных должностях, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Об этом работодателям предстоит отчитываться на единой цифровой платформе. Причем сообщать нужно будет не только о принятых решениях, но и об их изменениях и отменах, причем в установленные сроки ст. 53 нового закона. А сообщение о любых изменениях и отменах этих решений необходимо осуществлять в течение 3-х рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Наталья Минкина
Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.
В последующем с 1 января 2025 года планируется введение профилирования работодателей (ст. 2 и ст. 28) и создание и ведение общедоступного реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости (ст. 67), а также закрепление электронного способа обращения в государственные органы занятости (как для граждан, так и для работодателей) посредством использования единой цифровой платформы «Работа России» или Единого портала государственных и муниципальных услуг, как основного способа взаимодействия по вопросам занятости (ст. 20 и др.).
Перечисленные и иные новшества в области трудового законодательства всем работодателям предстоит своевременно (с наступлением нового 2024 года) учесть в своей деятельности, а также в кадровой документации, взаимодействии с работниками в рамках трудовых отношений и с органами службы занятости по вопросам информирования и трудоустройства граждан.